На дне

Что происходит с нижегородскими коммунистами?

22 марта 2021

Давно нижегородское региональное отделение КПРФ не подходило к выборам в Госдуму таким ослабленным. Этому есть объективные и субъективные причины. Посмотрим, как падали все ниже и ниже коммунисты из Нижнего Новгорода, и почему они ничего не делают, чтобы оттолкнуться от дна.

Для начала небольшой экскурс в историю.
На выборах в Госдуму первого созыва в 1993 году в Нижегородской области никто из коммунистов не победил а одномандатных округах. Экс-первый секретарь обкома КПРФ Геннадий Ходырев на “севере” региона в 1993 году сенсационно проиграл библиотекарю Татьяне Черторицкой. Считается, что сыграл свою роль фактор молодого губернатора Бориса Немцова: 5 из 6 победителей выборов в Госдуму-1993 были из его “списка” (кроме Вадима Булавинова). В 1995 году ситуация радикально изменилась в пользу коммунистов и левых сил.
На выборах в Госдуму второго созыва победили сразу два коммуниста: Иван Никитчук и Геннадий Ходырев, а также “демократический коммунист” Александр Мальцев. Это был очень большой успех левых: три мандата из шести в регионе радикального реформатора Бориса Немцова.
В 1999 году ситуация во многом повторилась. Выиграли выборы в Госдуму третьего созыва опять же два коммуниста Иван Никитчук и Геннадий Ходырев, а также их союзник аграрий Николай Костерин, которого поддерживал, правда, губернатор Иван Скляров.
На довыборах в 2001 году вместо избранного губернатором Геннадия Ходырева в Госдуму был избран опять же коммунист Владимир Басов. Это был последний успех КПРФ в одномандатных округах. С тех пор у коммунистов тут зеро.
В 2003 году ни одного победителя. В основном, вторые места.
В 2016 году то же самое. Хотя, пять лет назад коммунисты в Нижегородской области по инерции на что-то еще рассчитывали. Три кандидата с опытом работы в Госдуме попытались избраться по одномандатным округам. Это были Денис Вороненков, Александр Тарнаев и Николай Рябов. Все были разгромлены.
Таким образом, вторая половина 1990-ых годов до 2001 года включительно, была самым успешным временем для КПРФ. Добавим, что в 2001 году Геннадий Ходырев был избран губернатором Нижегородской области, за явным преимуществом победив Ивана Склярова. Нижегородская область заняла почетное место в так называемом “красном поясе”. Но потом кривая успеха пошла вниз. Во многом из-за не очень удачного губернаторства Ходырева.

Дальше дела у КПРФ пошли еще хуже. Губернатором в Нижегородскую область был назначен Валерий Шанцев, который до 1995 года был в КПРФ. Через некоторое время заместителем губернатора сюда был призван Сергей Потапов, один из организаторов бунта в ЦК КПРФ против Геннадия Зюганова, целью которого была замена председателя партии на “красного” губернатора Ивановской области Владимира Тихонова. Шанцеву и Потапову была поставлена задача вывести регион из “красного пояса”, разбить коммунистов полностью – как людям, которые знают и понимают их внутреннюю кухню. Процесс пошел, но не очень просто. В Нижегородской области КПРФ на выборах федерального и регионального уровня набирала больший процент голосов, чем в среднем по стране. Тем не менее, в одномандатных округах у нижегородских коммунистов побед не стало. Однако в 2011 году на выборах в ЗСНО у КПРФ был всплеск. Несколько депутатов-коммунистов выиграли в одномандатных округах. После этого Шанцев решил закрутить гайки до срыва резьбы.

В 2014 году кандидат в губернаторы от КПРФ не был допущен до выборов. Во всех выборных кампаниях у нас стали участвовать “Коммунисты России”, чтобы оттягивать часть голосов из-за схожего названия. Но самое главное – ранее неприкасаемых коммунистов с 2015 года стали пачками снимать с выборов по процедурным мотивам, в том числе, находя изъяны в технологии выдвижения кандидатов в депутаты. Одна из самых главных причин ужесточения разборок с обкомом КПРФ стали их связи с Олегом Сорокиным, которые впервые проявились в 2010 году, когда КПРФ помогла ему победить Вадима Булавинова в борьбе за пост главы Нижнего Новгорода.

В КПРФ в 2015 – 2016 году происходили сложные процессы. Раскол между “ветеранами-рябовцами” и “егоровцами и бизнесменами”, а также противоречия между теми, кто был за союз с Сорокиным, и теми, кто был за союз с Шанцевым. Владислав Егоров победил Николая Рябова. И он сделал ставку на Сорокина, считая, что экс – коммунист Валерий Шанцев превратился в ярого антикоммуниста. При этом ВПШ не раз в дискуссиях с Рябовым утверждал, что он больше коммунист, чем его “красные” оппоненты.

fingerlitleАрест Сорокина, замена губернатора Шанцева на Глеба Никитина создала новые условия для обкома КПРФ. Новая властная команда предложила Владиславу Егорову иную модель взаимоотношений. Вместо жесткого давления договоренности и торг, который, как показали выборы в Думу Нижнего Новгорода – 2016 вполне уместен.

У руководства обкома КПРФ вроде бы все хорошо. Базой для договоренностей являются результаты выборов в Госдуму, ЗСНО, гордуму 2015 – 2016 годов. При этом нижегородский кремль готов на небольшие уступки. Многие помнят, что изначально предполагалось, что в гордуме Нижнего Новгорода в 2020 году КПРФ, ЛДПР и СР получат по одному мандату, а все остальное уйдет к “Единой России”. На самом деле, у КПРФ оказалось четыре мандата, а у ЛДПР и СР по два. Примерно то же самое следует ждать на выборах в ЗСНО-2021. Опять торг и уступки, которые не должны затрагивать квалифицированного большинства “партии власти”.

Однако выяснилось, что такие договоренности не позволяют обкому КПРФ развиваться. Действительно, есть договоренности и торг. Но власть при этом согласовывает проходных кандидатов от компартии и округа, где они пойдут. Это закрывает путь тем, кто по каким-то причинам не мог пройти через внутреннюю конкуренцию и фильтры “Единой России” и потому шел в КПРФ. Теперь и в КПРФ есть кремлевский фильтр. Зачем тогда идти в КПРФ? Нет для этого оснований. Власть или отдельные влиятельные фигуры сами теперь приводят своих людей в КПРФ и ставят их на проходные округа, зачищают для них поляну. И вот мы видим полный застой у нижегородских коммунистов. Зато все нормально у Егорова и его ближнего круга: они в договоре с властью в приоритете. Хотя, при Сорокине мы элементы этого уже видели. Достаточно вспомнить то, как он внедрил в компартию Николая Сатаева. Просто раньше коммунисты еще как-то куда-то дергались, а сейчас все детально прописано в договоренностях: шаг в сторону считается побегом, прыжок на месте провокацией.

fingerlitleКакое уж тут усиление и развитие КПРФ и приток новых сильных кандидатов? Это все теперь невозможно без разрешения нижегородского кремля. При желании могут сделать контрольный политический выстрел, и коммунистический обком обнулится.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх