Многие аналитики и эксперты считают, что действующему главе региона Глебу Никитину нужно для успешного продолжения карьеры “после Нижегородской области” ровно, без скандалов пройти выборную кампанию 2023 года, а дальше у него все будет спокойно и хорошо. И через 2 – 3 года он пойдет на повышение в Москву. На самом деле, все с точностью до наоборот. Выборная кампания окажется скучной и даже незаметной. А вот потом против Никитина начнется целенаправленная борьба, чтобы он завис здесь на все 5 лет, “пересидел”, и не получил большую должность в столице.
Все почему-то ошибочно думают, что смысл политической борьбы с губернатором Глебом Никитиным в том, что “ничего личного, только бизнес”. Цель – перехватить у него, у Ростеха и Росатома “лакомый кусок”, то есть, Нижегородскую область. Действительно, такой этап борьбы за наш регион был примерно до 2022 года. Различные силы на всякий случай готовились к тому, что нужно будет участвовать в решении “проблемы 2024 года”, трансфера власти. Им было интересно к “часу Х” контролировать как можно больше субъектов Федерации из первой “двадцатки”. По Нижегородской области такая тема в настоящее время отложена на несколько лет. И ни у кого из-за этого сильно не подгорает. Но сейчас Никитин является претендентом на высокие должности в Москве, оказался в различных лонг-листах. Он сам стал “мишенью”. И ставки тоже немаленькие.
Оппоненты Глеба Никитина выпустили по нему ряд стрел до того, как он встретился с президентом Владимиром Путиным. Акцент был на то, что он якобы довел до первого лица недостоверную информацию по “Школе 800”. Для этого манипулировали терминами “частная школа” и “государственная школа”. После встречи нижегородского главы с президентом продолжать “войну” против ГСН уже не было смысла. Скорее всего, во время губернаторской выборной кампании особо острых выпадов против него не будет. Выборная кампания, по общему мнению, с которым трудно не согласиться, пройдет скучно и даже незаметно для обывателя.
Серьезные эксперты понимают, что проценты голосов за провластного кандидата и даже проценты по явке не имеют большого значения. Их уже через неделю-другую все благополучно забывают и практически никогда не вспоминают, полагая чистой статистикой для истории выборов. Эти проценты никак не определяют и основные направления деятельности избранного главы региона. Для российской политической культуры эти цифровые показатели “ни о чем”. Несистемные блогеры будут подсчитывать какое место занял Глеб Никитин среди коллег по процентам поддержки, по явке. Для них каждый процент имеет значение, чтобы чисто позлословить. А реальные враги понимают, что это мелочь, которую на верхах не проглотят. Поэтому, задачи выпустить весь боезапас перед ЕДГ по Никитину нет.
В свою очередь, супервысокие проценты по голосам “за” и по явке для избранного губернатора – это тоже не “бронежилет”. Все помнят, что в 2014 году тогдашний губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, как в “султанате”, набрал 86,93% при явке 54,49%, а через три года его досрочно попросили освободить губернаторское место по достижении 70-летнего возраста. А губернатор Глеб Никитин набрал в 2018 году 67,75% при явке 40,50%. И вроде бы никто не считал, что его легитимность ниже, чем у предшественники, или поле для маневра уже, или он связан в своих действиях больше. Все это полная ерунда. Не этим определяется сила или слабость главы региона. Отсюда вывод: выборная кампания не является тем полем борьбы, где происходят решающие сражения за власть. Иногда бывает, что во время выборов, наоборот, негласно объявляется “водяное перемирие”. Только не надо после этого думать, “мир, дружба, жвачка” после этого навсегда.
У нас принято считать, что зажимают рты только во время выборной кампании. На тех, кто не молчит, начинаются репрессии и гонения, как на нарушителей “правил игры”. А вот после выборов часто победившая сторона расслабляется. Мол, махать кулаками после драки бесполезно. Видимо, такие настроения уже сейчас и в окружении Глеба Никитина. Мол, после ЕДГ и президентских выборов блок внутренней политики может отдохнуть от трудов праведных до кампании 2025 года в Нижнем Новгороде и Дзержинске. Вряд ли. После выборов главы региона, наоборот, все только начнется.
Недавно в большой моде был термин “конец истории”. Мол, главные события в мире уже произошли, и теперь больших изменений на очень долгую перспективу не будет. Это опровергнуто ходом событий, особенно в 2022 – 2023 годах. То же самое можно сказать и о выборах. Они не являются “концом истории” сроком на пять лет. Зато нужно помнить другой термин “хромая утка”. Даже в таком тихом омуте, как Нижегородская область, положение “хромой утки” довольно опасное. По сути дела, Валерий Шанцев почувствовал это на себе в 2016 – 2017 годах. И оказался не готов к такому повороту дел после “головокружения от успехов” на первых здесь для него прямых выборах с результатом под 87 процентов. Суть в том, чтобы не стать “хромой уткой”. Чем ближе губернатор Глеб Никитин будет к переезду в Москву, тем выше риски того, что на него будут проводиться информационные и не только атаки.