Последний из могикан

Крупный бизнес уходит из депутатов

14 июля 2020

Довольно банальный эпизод со сходом действующего депутата Вадима Агафонова с выборов в Думу Нижнего Новгорода ставит точку в 15-летнем цикле городского парламента. Дело в том, что Думы созывов 2010 и 2015 годов можно считать “продолжением руки” Думы-2005, когда впервые бизнесмены массово пошли во власть. Сейчас может начаться новый цикл нижегородской Думы.

После прихода в Нижегородскую область губернатора Глеба Никитина было объявлен новый тренд: в представительной власти не нужны крупные бизнесмены. Тем более не нужны депутаты-бизнесмены, сидящие на бюджетных финансовых потоках. Новая областная власть почти последовательно придерживается этого принципа. Это мы видим по новым лицам, которые баллотируются в Думу Нижнего Новгорода.

В 2005 году ситуация была прямо противоположной. В Думу избралось большое число крупных и средних предпринимателей. И именно они первыми успели к разделу сфер влияния или монополизму в отдельных сферах бизнеса, которые так или иначе связаны с властью и бюджетными финансовыми потоками. Считается, что депутаты Думы-2005 Василий Пушкин, Александр Бочкарев и Елизавета Солонченко стали поставщиками в МП “ЕЦМЗ”, Михаил Жижин занял позиции в дорожном ремонте и ЖКХ, а потом в теплоэнергетике и перевозке мусора, и он же арендовал Сормовский парк. Вадим Агафонов тоже получил позиции в ЖКХ и утилизации мусора, Олег Сорокин получил ведущие позиции в строительной сфере. Алексей Гойхман получил некие позиции в сфере пассажирских перевозок и в очень интересном футбольном бизнесе. Олег Кондрашов и его бизнес-партнеры получили преимущество в сфере недвижимости. Целый ряд других депутатов созыва 2005 года либо выкупили ДУК, либо точечно для себя что-то “откусили”, например, баню. Считаю, что именно тогда было для депутатов-бизнесменов настоящее “золотое время” с 2005 по 2010 годы. Окажись государство 15 лет назад таким же сильным, как сейчас, а законодательство более четко прописанным, многих нынешних уважаемых людей мы бы здесь не досчитались.

В 2010 году в Думе тоже появилось несколько новых бизнесменов. Но к этому времени раздел многих сфер влияния либо уже завершился, либо заканчивался. Попытки других депутатов во что-то вклиниться носили уже более локальный характер. Тем не менее, парадокс состоит в том, что именно в 2010 году в Нижнем Новгороде была объявлена “власть бизнеса”. В 2015 году была попытка забраться в ОАО “Нижегородский Водоканал” и АО “Теплоэнерго”. Но смена власти перервала эти процессы. И вот уже в начале 2018 года было объявлено, что бизнесменам нечего делать во власти.

На момент избрания Думы-2015 из состава Думы-2005 там были: Владимир Тарасов, Владимир Аношкин, Василий Пушкин, Владимир Амельченко, Иван Карнилин, Надежда Мельникова, Алексей Гойхман, Олег Владимирович Сорокин, Роман Буланов, Дмитрий Кузин, Вадим Агафонов, Олег Валентинович Сорокин, Ольга Балакина, Александр Бочкарев, Елизавета Солонченко, Вячеслав Растеряев, Александр Разумовский. Всего 17 человек из списочного состава в 42 человека в 2005 году. А сейчас в Думу-2020 из состава 2005 года пытаются избраться всего 5 депутатов: руководитель нижегородского пенсионного фонда Владимир Тарасов, председатель совета директоров УК “Наш Дом” Владимир Аношкин, депутат Василий Пушкин, депутат-“невидимка” Владимир Амельченко и руководитель адвокатской конторы Ольга Балакина. Причем, казалось, что городская власть не хочет видеть Аношкина в новой Думе. Якобы ему сначала намекали на отсутствие согласования в верхах. Но соперников Аношкину не нашлось. Пушкину тоже дали понять, что в новой Думе его не видят, как раз из-за “ЕЦМЗ”. Ему пришлось даже вынужденно покинуть пост председателя постоянной комиссии по социальной политике. Но “Справедливая Россия” протягивает ему руку помощи. Амельченко сам вроде бы не хотел избираться в Думу созыва 2020 года, но его прямо попросили. А против Балакиной уже давно интригуют то ли из-за того, что ее могут определенные силы двигать в председатели, то ли другие силы не могут ей простить некие противоречия.

Таким образом, в Думе-2020 после добровольного схода Вадима Агафонова не окажется ни одного депутата, который бы получил что-то крупное как раз от депутатства из рук властей. Василий Пушкин все-таки не считался таким уж крупным выгодоприобретателем от взаимодействия с властью. Первым ушел Михаил Жижин. Он не избрался в Думу-2010 по региональной группе, но не сильно горевал. Жижин имел хорошие отношения с кондрашовской администрацией, был заключен своего рода союз с Дмитрием Аржановым. В Думе-2015 в качестве проводника уже оказался депутат Юрий Ерофеев от жижинских. Дмитрий Аржанов вообще никогда не хотел сам заседать в Думе Нижнего Новгорода, но при его поддержке там оказалась целая группа депутатов. Полагаю, что и Вадиму Агафонову сейчас не очень нужно депутатство, раз через Антона Аверина у него и без мандата есть выход на и. о. главы Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева.

fingerlitleИдет не только смена поколений, но и смена смыслов. Сейчас не депутаты что-то лоббируют или решают, а госкорпорации и их партнеры из частного бизнеса получают концессии или подряды, грубо отодвигая конкурентов. Изменилась модель взаимодействия власти и бизнеса.

На чем “погорел” Олег Сорокин? Он отстал от жизни, не поняв, что сменилась модель взаимодействия власти и бизнеса. Он, как в 2005 – 2015 годах, считал, что может быть “власть бизнеса” через большинство в Думе или в ЗСНО. А во всей стране уже поняли, что так больше не будет. Поняв, что сменилась парадигма власти в регионах и муниципалитетах, депутаты-бизнесмены стали самостоятельно или вынужденно выходить из власти. По сути дела, последним из таковых сейчас покидает Думу Вадим Агафонов. Есть предположения, что он может баллотироваться в ЗСНО. Не исключено, но я так не думаю. Хотя депутатство в Заксобрании – это важная позиция для защиты своего бизнеса. Вряд ли это шаг назад для того, чтобы сделать два шага вперед.

Многие уже не помнят, что Вадим Агафонов в 1999 году чуть было не стал депутатом Госдумы с подачи губернатора Ивана Склярова. Но уже в 2000 году пошел в гордуму, поняв, что для развития бизнеса там для него интереснее. Первая попытка избраться в городскую Думу оказалась неудачной, он проиграл выборы Александру Бочкареву. Но потом 15 лет был в Думе и никуда выше не хотел. Поэтому это больше похоже на уход из политики, чтобы без ограничений и рисков спокойно жить хоть здесь, хоть за границей, иметь там счета и собственность.

Предыдущая статья: Следующая статья:
Обсуждение: 13 комментариев
  1. Аноним:

    После выдвижения мощным Фельдманом своей кандидатуры от партии Единая Россия стало понятно, что Вадиму Евгеньевичу не видать вожделенного кресла Председателя комиссии по бюджетной и налоговой политике. В жаль, ведь мы могли стать свидетелями мощного противостояния. Как в футболе между Месси и Роналду.

    • Павел:

      А как вообще становятся председателями той или иной комиссии? Разве место уже заранее преропеределено?

      • Аноним:

        Паша, вы когда-нибудь политикой занимались или интересовались?
        Многие кандидаты думают, что вот избирались они и сразу им пирог медовый предоставят для дележа.
        Наивные. Нужен приличный опыт в этом вопросе.
        Как в сказке. Одним будут вершки, а другим корешки.
        А уж в этом новом созыве 80-процентам депутатам вообще ничего не обломится, кроме компенсации затрат на канцтовары в 8500 рублей в месяц.
        Как говорил один известный киногерой – Все уже украдено до нас.
        Те наивные кандидаты, которые нахватали кредитов, чтоб избраться в Думу, в надежде , что отобьют долги, могу привести пример бывших депутатов Гельжиниса , Подымникова и коммуниста Сухонина, которые погрязли в долгах и до сихпор не могут из них вылезти.

        • Аноним:

          Поддымников и Сухарев пока еще действующие депутаты

          • Аноним:

            Поддымников отбился, что это?! Взял хлеба в ипотеку, сала и капусты квашеной в позапрошлом году. В этом году расплатился. Все честь по чести!

          • Аноним:

            До 14 сентября типа депутаты.

          • Аноним:

            А Дымок вернул долги за Гелю? Или хочет на чужом горбу хочет дальше ехать?

      • Аноним:

        Павел. извините Вы в самом деле такой наивный? Если верить тусовке. которая здесь идет. то избиратели оказываются в роли болонок. которые (извините) пописать вышли.

  2. Аноним:

    В Думе никогда на многое не претендовал. Хотя, одно время, хотел возглавить комиссию по городскому хозяйству. Но на многое претендовал вне Думы.

  3. Аноним:

    В разные времена было по разному. Но это обычно результат договоренностей внутри Думы. Быть председателем комиссии это круто. Отсюда, яростная подковерная борьба за председательство.

    • Аноним:

      Никакой крутизны быть председателем комиссии нет. Кроме отдельных корочек. Чего глава города и председатель Думы прикажут ему делать, то и будет делать. Лакей, не более. Правда иногда остатки крошек бросают с барского стола.

      • Анна:

        Я бы посмотрела на то как Барыкин приказывает Фельдману бюджет правильно считать!!! А вы остряк, товарищ. Советую изучить тему глубже.

Поделитесь своим мнением
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения и другие гадости, будут удаляться.

zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх