(продолжение (начало см. здесь))
Михаил Бабич: внезапное прозрение
Речь полпреда президента Михаила Бабича о “прилипалах” считаю лицемерной и неискренней. Предполагаю, что он говорит одно, думает другое, а делает третье. В течении четырех лет Бабич негативно относился к деятельности врио губернатора Валерия Шанцева, они старательно не пересекались на мероприятиях, практически не участвовали в проектах друг друга. И вдруг такое удушение в объятиях. Не трудно предположить, что похвалы в адрес Шанцева были сделаны под давлением Москвы.
Но спичрайтеры Бабича написали шефу глупость. Политик федерального уровня понизил свой статус до “решалы” областного, а то и местного масштаба. Возникает вопрос: где был полпред президента четыре года, когда из его окон был виден Серый дом, а Белый дом вообще находится в другом крыле одного и того же здания? Может ли Бабич разобраться в социально-политической ситуации других субъектов Федерации округа, если тут в упор ничего не видел?
С моей точки зрения, полпредство по-своему функционалу – это контролер, арбитр, а не активный участник политической борьбы. Полпреды в ПФО зачастую выходили за “красные флажки”. Сергей Кириенко боролся с губернатором Геннадием Ходыревым. Григорий Рапота помогал Шанцеву в схватке с мэром Нижнего Новгорода Вадимом Булавиновым. Михаил Бабич мешался под ногами врио губернатора Валерия Шанцева. Реально только нынешний министр юстиции Александр Коновалов в должности полпреда строго держался рамок и не вторгался в политическую борьбу на той или иной стороне.
На мой взгляд, Михаил Бабич скоро покинет свой пост. И дело не в том, что он засиделся в кресле полпреда, а в том, что он фактически расписался в собственных ошибках. Вроде как видел непорядок в нижегородском кремле, но ничего не делал, доведя ситуацию до того, что Серый дом повторно, как рецидивист, выпал из вертикали власти. Хотя именно Бабич и не должен был допустить этого.
Парадокс состоит в том, что полпредство президента участвовало в смещении сити – менеджера Олега Кондрашова, используя в качестве “торпеды” главу Нижнего Новгорода Олега Сорокина. Вроде бы это входило в планы Москвы по замене нижегородского руководства. Однако, полпредство просмотрело тот момент, когда депутаты Думы консолидировались не столько вокруг Сорокина, сколько вокруг идеи защиты интересов развития Нижнего Новгорода.
Когда Дума Нижнего Новгорода избрала главой города не официального претендента Дмитрия Краснова, который достоин всяческого уважения, а не менее уважаемого человека Ивана Карнилина, то якобы Бабич вызвал на ковер Романа Антонова и Владимира Амельченко за участие в “заговоре”, хотя реально сам был виноват. Политические процессы в Нижнем Новгороде набрали столь мощную инерцию, не зависящую глобально от одной личности, что это “движение” не так просто было остановить даже эмиссарам из Москвы. И сейчас очень сложно навязать Думе Нижнего Новгорода сити-менеджера установками извне. А это, как вы понимаете, проигрыш полпреда.
Олег Сорокин: игра ва-банк
Его вина в том, что случилось с Нижним Новгородом за последние пять лет, на мой взгляд, очевидна. Четыре с половиной года он не вникал в то, что поступательно росла “кредиторка”, увеличивался муниципальный долг городского бюджета. Сорокин не раз говорил, что тут нет серьезных проблем, достаточно остановить строительство одного-двух объектов, чтобы сбалансировать финансовую ситуацию.
Понятно, что эта отстраненность была частью договоренностей в “бермудском треугольнике” “Шанцев – Сорокин – Кондрашов”. Но сложная бюджетно-финансовая ситуация в городе сложилась не летом 2015 года, а намного раньше. Факт же состоит в том, что Сорокин пошел в бой только тогда, когда Шанцев урезал его личное влияние на бизнес-процессы в строительной сфере Нижнего Новгорода. Ранее, примерно в сентябре – октябре 2014 года, как мне уже приходилось писать, врио губернатора под прессом Москвы предложил Сорокину уйти в отставку. Тот согласился, но только при одном условии – “самоликвидироваться” вместе с Кондрашовым. Шанцев пообещал убрать Кондрашова из сити-менеджеров в сентябре 2015 года, перебросив его на место … Сорокина, то бишь на главу города. После этого и началась “война” между городом и областью.
Получается, что Сорокин “открыл огонь” не столько по Кондрашову, сколько по Шанцеву. Не по душевному порыву и за город, а в силу личных обстоятельств и за себя. Это было, конечно, позитивно, но на самом деле главу администрации КОА- 001 надо было убирать еще в 2012 – 2013 годах.
Убрав Кондрашова за пару месяцев до истечения срока его полномочий, Дума во главе с Олегом Сорокиным свалила с себя ответственность за все несбывшиеся мечты исключительно на КОА. Плюс к этому, Сорокин лишил политических оппонентов перевеса в административном ресурсе. В этом и была подоплека “июльского переворота”.
Возглавив борьбу против Шанцева, Сорокин по закону жанра не мог претендовать на переизбрание главой Нижнего Новгорода. Это простые правила: либо ты скидываешь губернатора, либо отказываешься от претензий на власть вообще, “спалив” себя ради, так скажем, высокой идеи. Тем более, что в прежней системе координат, при Шанцеве и Кондрашове, семейный бизнес Олега Сорокина процветал. К стройкам “семьи” подводили дороги, коммуникации, за бюджетный счет возводили с поразительной срочностью инфраструктурные объекты от детских садов до ФОКов. На это тратилась неплохая часть бюджета Нижнего Новгорода. И вот тут возникают вопросы. Как минимум, о приоритетах развития города. Уж очень многое оказалось заточено на стройки, где прямо или косвенно проглядывают интересы клана Сорокина – Нагорной. Является ли это криминалом – до сих пор не могут решить правоохранительные органы.
Тот факт, что Олег Сорокин сейчас просто рядовой депутат, глубоко закономерен. Иное было бы нарушением правил игры, которые декларируются на самом верху. Он обязан нести ответственность за эту “пятилетку” пусть и в такой форме. По сути, Сорокин взял самоотвод.
Олег Валентинович очевидно встал на тропу профессионального политика. В бизнес он в привычной форме вряд ли вернется. Сорокин понял, что именно в политике можно получить самую большую прибыль. В то же время, только первое лицо имеет возможность последовательно влиять на принятие решений и бесперебойно управлять процессами. Судя по всему, ближайшие пять лет ОВС потратит на дорогостоящий ребрендинг, чтобы попытаться стать следующим губернатором. Хотя пост председателя Законодательного Собрания Нижегородской области тоже политический и очень подходит Олегу Сорокину после пятилетней тренировки в гордуме.
Не думаю, что Сорокин прекратит борьбу против Шанцева. Точка возврата тут уже пройдена. Олег Сорокин будет настойчиво искать слабину у Шанцева. Например, правильно подсвеченное для Москвы плачевное состояние Нижнего Новгорода накануне ЧМ – 2018. Это ведь сугубая реальность. Москва может сильно огорчиться и наказать местного предводителя команчей. Что и требовалось бы Олегу Валентиновичу.