За явным преимуществом

Итоги губернаторских выборов

13 сентября 2023

Официально утверждены результаты выборов губернатора Нижегородской области. Глеб Никитин набрал 82,82% голосов, никто из его соперников не преодолел 10%-го барьера при явке в 56,01%. Предсказуемая победа за явным преимуществом.

Нижегородская область – довольно сложный регион с точки зрения выборов. Чтобы здесь набрать больше 80% голосов при явке более 50% голосов, надо 5 лет пахать, как раб на галерах. В Псковской или Ивановской области можно 5 лет спокойно работать без блеска и получить без сверхусилий больше 80% голосов. Даже Самарская область почему-то намного проще Нижегородской. Из тех регионов, где в ЕДГ 2023 года были выборы, явно сложнее, чем Нижегородская область, только Москва. Для Глеба Никитина политически важно было получить высокий результат при высокой явке. Поэтому не было никакой “сушки” явки. Наоборот, был осторожный расчет на высокую явку. Другое дело, что активно приглашали нижегородцев поучаствовать в выборах только в последние дни перед ЕДГ, в частности, в перерывах хоккейных матчей “Торпедо”. Предполагаю, что у действующего губернатора были три варианта развития событий: пессимистичный (результат 73 – 75% при явке около 40%), реалистичный (результат 78 – 80% при явке менее 50%) и оптимистичный (результат более 80% при явке более 50%. Выполнен был оптимистичный вариант.

Надо признать, что у представителя действующей власти сейчас просто колоссальное преимущество перед остальными кандидатами. Все остальные – это заведомые аутсайдеры, даже если они из “Единой России”. Это показали выборы в Хакасии. У действующего главы, если он не успел надоесть как горькая редька, уже на старте “в кармане” около 50% голосов, как минимум. Все остальных кандидаты в губернаторы Нижегородской области понимали, что им светит только очень малое количество процентов, и посчитали, что это не позор какой. Падение результатов у кандидатов от КПРФ, ЛДПР и Партии пенсионеров по сравнению с 2018 годом предсказывалось абсолютно всеми. Не они стали слабее, а Глеб Никитин усилился за 5 лет очень серьезно.

Сохранился расклад, что КПРФ – это вторая партия в регионе. Компартия уверенно опережает ЛДПР. Кандидат от КПРФ уверенно выиграл у кандидата от ЛДПР во всех муниципалитетах без исключения, набрав более чем в 3 раза голосов. Коммунист Владислав Егоров получил заметно меньший процент, чем 5 лет назад, но я не думаю, что он получит нагоняй от ЦК КПРФ, и его акции в партии упадут. Это все прогнозировалось командой Геннадия Зюганова, когда они бросали Владислава Егорова под поезд.

Если бы представитель СРЗП участвовал в выборах, то у него был бы более высокий результат, чем у кандидата от ЛДПР. Владислав Атмахов получил всего 3,08% голосов. Поэтому СРЗП, даже не участвуя в губернаторских выборах, сохранила в Нижегородской области 3 место в партийном рейтинге. Полагаю, что по результатам выборов внутрипартийное положение Атмахова, мягко говоря, лучше не стало. 3,08% – это дно.

Александр Быков от Партии пенсионеров, скорее всего, теперь уйдет на политическую пенсию.

Илья Померанцев от “Гражданской силы” вряд ли получит “зеленый свет” для политической карьеры. Он свою техническую задачу выполнил и вряд ли далее нужен.

Еще несколько слов по Глебу Никитину. Как уже не раз говорилось, у него есть шансы на большую политическую карьеру. Кампания ему в целом удалась. Хотя некоторые критикуют его за слабый подбор конкурентов. Я бы внес тут небольшое уточнение. Если бы у других партий была возможность выставить против Никитина более сильных кандидатов, то все равно он бы их победил примерно с таким же результатом. Но все дело в том, что таких сильных соперников с нижегородской пропиской у него просто нет в природе. Депутат Госдумы Владимир Блоцкий от КПРФ? Вряд ли. Захар Прилепин от СРЗП? Электорально он слаб здесь. У ЛДПР полный вакуум. У “Новых людей” – тоже. Это некоторым губернаторам помогали снять довольно сильных соперников, а Глебу Никитину такая помощь не требовалась. Так что сравнение с нижегородскими губернаторскими выборами 2014 года не совсем корректно. Не было у других партий здесь козырей в рукаве, которых им кто-то предательски не дал использовать.

Тем не менее, кое-какая аналитика по итогам выборов при всей их предсказуемости может быть сделана. Произошли некоторые тектонические сдвиги. Раньше самыми оппозиционными в Нижегородской области были крупные и средние города. А сейчас Дзержинск и Саров очень сильно отошли от своей традиционной оппозиционности. Нижний Новгород тоже заметно подравнялся с “глубинной” областью. А вот округ Кстовский остался “розовым”. Вообще, результаты Глеба Никитина в районе 80% в глубинке для меня знак того, что оппозиционность там усилилась. И эту тенденцию надо проанализировать прежде всего министерству внутренней политики. Перечислю ряд районов, которые дали меньше результат, чем можно было ожидать: Ардатовский, Балахнинский, Варнавинский, Володарский, Выксунский, Городецкий, Лысковский, Пильнинский, Тоншаевский, Уренский. Так сказать, надо индивидуально оценить причины.

Можно еще отметить практически полное неучастие политтехнологов и журналистов в нижегородской губернаторской кампании. Недавно один известный эксперт очень интересно высказался о сегодняшних политтехнологах. Мол, они проводят постоянно семинары, на которых рассказывают о своих интересных наработках, а потом в конце выборной кампании все всегда сводится к фальсификациям и административному давлению. Также, во время данной выборной кампании впервые ни разу не видел ни одной газеты от ЛДПР или КПРФ.

По поводу того, что это была подготовка к президентской выборной кампании. Некоторые федеральные эксперты, которые удивляются тому, как практически все губернаторы, в том числе слабые откровенно, набирают 75 – 85% голосов, находят объяснение в том, что это голосование за Владимира Путина, а не за эти “серые пиджаки”. Мы видим, что в Нижегородской области это не совсем так, а точнее, даже совсем не так. Все-таки у нас тут точно был “референдум” по Никитину.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх