В системе водоснабжения и водоотведения Кстова есть свои особенности, которые приводят к очень интересным последствиям. Там очистные сооружения принадлежат частникам из Москвы и Пермского края, а не муниципалитету и не “Лукойлу”. А раз там хозяева частники, то они хотят иметь прибыль. И, как оказывается, ее в некоторой степени обеспечивают муниципальные учреждения, которые платят, вы не поверите, за выпадающие осадки на их территории.
Некоторое время назад приходилось слышать, что очистные сооружения в Кстове принадлежат нефтеперерабатывающему заводу. Сейчас “распределением воды для питьевых и промышленных нужд, забором и очисткой воды для питьевых и промышленных нужд” занимается, как я понял, частник – ООО “Экоин-Норси”, учредителями которого являются московское ООО “Интертэк” и пермское ООО “Инфраструктурные проекты”. Одним из учредителей “Инфраструктурных проектов” является Алексей Геннадиевич Санников. Сразу вспомнился Алексей Валерьевич Санников из “Нижновэнерго”, человек из “нулевых”, но будем считать это случайным совпадением. По официальным данным “Экоин-Норси” неплохо зарабатывает на очистке и распределении воды в Кстове. Выручка уже несколько лет стабильно выше 1 млрд рублей, в последние 2 – 3 года колеблется около 1,7 млрд, прибыль составляет около 200 млн рублей. Неплохо этот бизнес себя чувствует.
Я так понимаю, что МУП “Городской Водоканал” чистосердечно раскаялся перед “Экоин-Норси” в том, что его сети канализации изношены на 92%. Их общая протяженность составляет 98,8 км, из них 64,5 км (две трети) требуют перекладки, 5 канализационных колодцев требуют замены и на 60 колодцах необходим ремонт. А раз так, то при нынешнем удручающем состоянии системы водоотведения ливневые и талые воды через неисправные сплошь и рядом колодцы попадают прямо в канализацию. То есть, кстовские очистные сооружения ведут очистку не только того, что должно попадать туда через канализационные сети, но очищает и грязную воду с улиц голода. Федеральный закон “О водоснабжении и водоотведении” предусматривает прием, очистку и сброс дождевых и талых вод, если централизованная система водоотведения предназначена для их приема.
Действительно, в тех городах, где существует ливневка, есть системы совместной очистки канализационных и дождевых стоков или системы раздельной очистки оных. Хорошо помню, что лет десять назад Нижний Новгород собирался вложить примерно 20 млрд рублей в строительство ливневой канализации и в областном центре думали-гадали по какому пути очистки идти. По совместной или раздельной очистке. Но денег на это не нашли, централизованную систему водоотведения так и не создали до сих пор. А тут нам объясняют, что в Кстове нет и никогда не было ливневки, охватывающей весь город. Мы и сами об этом догадались. Тем не менее, администрация Кстовского округа наняла специалистов из “Ивэнергосервиса” и утвердила подготовленную ими схему водоснабжения и водоотведения Кстовского округа. В документе на 350 страниц вроде как записано, что все поверхностные сточные воды отводятся по рельефу местности, то есть уходят в землю естественным путем или перетекают самотеком на соседние земельные участки, но точно минуют централизованную систему водоотведения за ее отсутствием. Но МУП “Городской Водоканал” не хочет оставить в беде ООО “Экоин-Норси”, это было бы не по-людски. МУП жаждет устроить аттракцион невиданной щедрости. И водоканал находит поистине гениальное по своей простоте решение.
На территории школ и детских садиков нет приемных лотков для поверхностных сточных вод. Не беда. За них выдают колодцы хозяйственно-бытовой канализации, крышки которых так любят воровать те, кто сдает металлолом. Якобы дождь и снег, предательски выпавшие на территорию школ и детских садиков образуют поверхностную воду, которая утекает как раз в канализационные колодцы. Эта вода не уходит в землю, не стекает на дороги, а именно вся попадает в канализацию. А раз так, то остается рассчитать, сколько школы и детские садики должны платить за дополнительную загрузку канализационных сетей: берется площадь земельного участка под школой, умножается на среднемесячное количество осадков, снега или дождя, и берется тариф на водоотведение. И вот уже школам и детским садикам выставляется счет за оплату… чего? Дождя и снега по сути. В год для каждого муниципального учреждения это примерно 500 тыс рублей. Как бы не велики деньги, но из них и складывается 1,7 млрд рублей выручки частных очистных сооружений.
У каждого многоквартирного дома есть площадь под ним и площадь прилегающей территории, где жители МКД полные хозяева. А вдруг им скоро тоже выставят счета на оплату водоотведения последствий дождя и снегопада? Если можно драть безбожно деньги со школ и детских садиков при полном попустительстве, а то и с подачи расщедрившихся администрации Кстовского округа и МУП “Городской Водоканал”, то почему нельзя обложить счетами за дождь и снег все многоквартирные дома Кстова? В один прекрасный день кто-то скажет, что это не только можно сделать, но и нужно, чтобы московско-пермский бизнес в Кстове имел доход не 1,7 млрд рублей, а больше. В 1990-ые годы говорили, что можно делать деньги из воздуха, а тут можно делать деньги из дождя и снега.