Тема объединения “Теплоэнерго” и “Нижегородского Водоканала” еще долго будет оставаться одной из главных в городском хозяйстве Нижнего Новгорода. Речь идет о ресурсоснабжающих организациях, которые являются “кровеносной системой” всего и вся в мегаполисе: жилья, социальной сферы, промышленности, бизнеса. Даже тема объединения “Нижегородпассажиравтотранса” и “Нижегородэлектротранса” не вызвала бы такого резонанса, хотя без транспорта город примерно так же мертв, как без тепла и воды. Принято, я бы сказал, инновационное решение.
В очередной раз перечитываю “между строк” заявление главы Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева о “начале работы по объединению “Теплоэнерго” и “Нижегородского Водоканала”. Что немного настораживает? Он подложил соломки, указав, что это решение обсуждалось в областном правительстве. Не берет всю ответственность на себя, деля ее с Белым домом? Это не есть хорошо. Неуверенность скомпенсирована тем, что “решение давно напрашивалось”. Плюсы объединения указаны довольно поверхностно. Создается впечатление, что городу и хочется, и колется, и в регправительстве рекомендовали. Если посмотреть на сроки объединения, то это длительный процесс. До конца 2023 года? Видимо, это сложная задача и нужно будет решать массу различных юридических вопросов. Тема потом окажется в учебниках по управлению городским хозяйством. Вывод таков: городская администрация, мягко говоря, не в восторге, но не акцентирует этого. Ступает на эту тропу на мягких лапах, очень осторожно и даже опасливо.
Очевидно, что предприятие “ТЭ + НВ” возглавит нынешний генеральный директор “Теплоэнерго” Илья Халтурин. Первопричиной объединения является слабая управляемость “Нижегородского Водоканала” в последние годы. Во многом из-за того, что там по разным причинам в последние 12 – 13 лет меняли руководителей обычно через 1,5 – 2 года. Перепробовали и местных, и неместных. Должности заместителей генерального директора НВ порой стали синекурой для отставленных глав и заместителей администрации города. Одно время в Сером доме сложилось впечатление, что НВ – это бездонная кормушка, из которой можно финансировать не только концессию по фонтанам, но и чуть ли не все подряд. Халтурину нужно будет решать вопрос по количеству и качеству заместителей, отвечающих за водоснабжение. Где их взять, пока непонятно. Если туда поставят людей из теплоснабжения, то это будет риск и, возможно, внутренний конфликт. В целом по количеству замов Халтурина нужно определиться, не переборщить бы с ними. А то ведь с каждым из них нужно поговорить, выслушать и после этого принимать решения. 24 часов в сутках гендиректору “ТЭ + НВ” не хватит. Тогда рулить в единой ресурсоснабжающей организации будет среднее звено. А это самый короткий путь к управленческому хаосу.
Определенной проблемой является то, что “Нижегородский Водоканал” находится в концессии. У ОАО НВ есть свое имущество, а не муниципальное. По идее, город должен его выкупить у предприятия. Деньги у города на это есть? Нет. Надо смотреть условия досрочного расторжения концессионного соглашения. Не исключено, что городской бюджет обязан выплатить “Нижегородскому Водоканалу” все потраченные в рамках концессии деньги. А где их взять на это? Возможно, есть идея банкротить НВ в процессе объединения, но не факт. Есть, очевидно, кадровая проблема. По некоторым данным, в “Нижегородском Водоканале” не хватает бригад, в бригадах не хватает мастеров. В “Теплоэнерго”, наверное, положение лучше, но тоже укомплектованность не 100%. И с каждым годом тут ситуация становится все сложнее. Много работников 50+, которым уже неинтересно, лишь бы дотянуть до пенсии, а молодежь туда не идет. По кадрам до точки невозврата дело может дойти. Обратил внимание, что в ТЭ и НВ практически не видно мигрантов из Средней Азии. Их полно на стройках, в дорожных ремонтах, в жилищной сфере, а в ресурсоснабжающих структурах пока нет. Скорее всего, скоро они там массово появятся. Не факт, что после этого не упадет качество ремонтов.
Мэр Юрий Шалабаев оптимистично смотрит на синхронизм производственных процессов в теплоснабжении и водоснабжении. Не стал бы тут упрощать. Водоканал в своей электронной системе работает, где нанесены сети, подкачки и так далее, а Теплоэнерго в своей. В складском хозяйстве у них все разное и не очень понятно, как их объединить. Может, и никак. У НВ своя номенклатура, у ТЭ – своя. Одним ковшом не поедет трактор копать сначала канализацию, а потом водопровод или тепловую трубу. Есть несколько небольших городов, в которых созданы Тепловодоканалы. Самый крупный город – это Глазов в Удмуртии. Там Росатом занимается, являясь хозяином города. Но в городках, где два трактора и один самосвал, это не так сложно. А объединить двух монстров реально тяжело. Понаблюдаем за процессом, который претендует на то, чтобы стать историческим.