Ослабнут ли губернаторы?

Оцениваем ценность закона "О публичной власти" для регионов

9 декабря 2021

В ожидании принятия закона Крашенинникова – Клишаса “О публичной власти” аналитики вновь заговорили о том, что в создаваемой корпорации “Росвласть” губернаторы окажутся слабым звеном. На самом деле, это не совсем так. А может быть, и совсем не так.

Некоторые эксперты утверждают, что слухи о грядущей отставке губернатора Оренбургской области Дениса Паслера связаны с тем, что быть главой региона сейчас становится совсем не интересно. Дескать, на чемоданах сидят и некоторые другие губернаторы. В то же время, мы видим, что бывший заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров не расстроен тем, что его направили работать главой Тамбовской области и активно приступил там к преобразованиям. Главной проблемой губернаторов почему-то считают то, что по закону Крашенинникова – Клишаса им придется согласовывать министров финансов, здравоохранения, образования и строительства с профильными федеральными министерствами. Это согласование, во-первых, де-факто уже существует. Во-вторых, трудно представить, что федеральные министерства будут пачками не согласовывать тех, кого предлагают на региональных министров губернаторы.

Другое дело, что губернаторы тщательнее станут подходить к подбору кандидатур. А то среди министров здравоохранения по всей России очень большая текучка. Надо учитывать, что федеральные министерства вряд ли хотели бы делить с губернаторами ответственность в профильной сфере. А вопрос согласования возник из-за того, что федералам надоели слабые министры в регионах. Откуда они расплодились в последнее время? С моей точки зрения, губернаторов-“варягов” достают лоббисты со всех сторон, которые продавливают своих людей в регионы, те не справляются, быстро уходят, но в Москве в правительственных структурах с ними успевают намучиться. Мы все это видели по кадровой политике в Нижегородской области в 2018 – 2019 годах. Почему-то думаю, что функция согласования федеральным министерствам не очень-то и нужна, но это сейчас вынужденная мера, чтобы поднять уровень профессионализма в региональных правительствах, который неуклонно падает. А при этом федеральная поддержка в инфраструктурных проектах, здравоохранении и образовании растет. И что Москве остается делать?

У губернаторов всегда есть поле для маневра, чтобы обойти жесткий нажим федеральных министерств. Нужных им людей главы регионов станут назначать не министрами, а советниками. Кстати, это активно делалось и при губернаторе Валерии Шанцеве и при губернаторе Глебе Никитине. Нынешний нижегородский губернатор нередко будущего министра назначал для начала советником. И если какой-то министр не будет его устраивать, но при этом станет вовсю ссылаться на федеральную поддержку, то ему можно будет устроить через советника губернатора не очень комфортное “двоевластие”. Я вообще не уверен в том, что можно легко и просто управлять регионами из федерального центра. Думаю, что это очень сложная история. И мало, что в этом направлении может получиться у Минздрава РФ или Минобра РФ. Эта тема больше контрольная, чем управленческая. Не такая уж серьезная здесь централизация. Хотя, для губернаторов тут мало приятного.

Что касается других положений “Закона о публичной власти”, то многие из них вполне могут устроить глав регионов. По этому закону губернаторы остаются в президентской обойме. Да, президент может им объявлять выговор или увольнять без объяснения причин возникшего недоверия. Но так было де-факто всегда. Мы помним, как президент Дмитрий Медведев лихо выразил недоверие мэру Москвы Юрию Лужкову и мало, кто понял, за что. Если президенту нужно, губернатор без скандалов всегда напишет заявление о досрочной добровольной отставке. Мы это все видели десятки, если не сотни раз. Вот если бы в законе Крашенинникова – Клишаса было записано, что премьер-министр и окружной куратор вице-премьер могут накладывать взыскания на глав регионов, то это было бы действительное понижение в статусе.

Также губернаторов вполне устроит ослабление влияния региональных элит на областные Законодательные собрания. Депутата ЗС приравниваются к госслужащим, даже если они не получают в областном парламенте зарплату. Эксперты считают, что это уменьшит в Законодательных собраниях количество крупных, влиятельных бизнесменов и увеличит количество управляемых бюджетников и партийных функционеров. Нижегородская практика 2021 года показала, что увеличится там и количество выходцев из областного правительства. То есть, опять же, процесс пошел до принятия закона “О публичной власти”. Тот фиксирует де-юре то, что уже сложилось или складывается де-факто.

Самый интересный и сложный вопрос это как себя будут в новых условиях чувствовать крупные финансово-промышленные группы, которые пытаются поделить между собой самые интересные регионы. Эксперты склоняются к тому, что ФПГ, которые расставляли на посты глав регионов, новации “Закона о публичной власти” не понравятся. Мол, тогда даже если во главе региона твой человек, то полного контроля над территорией все равно не будет. Придется в федеральных министерствах лоббировать и другие кадровые решения, а там можно будет наткнуться на конкурентов в виде других ФПГ. Как следствие, финансово-промышленные группы перестанут брать на себя ответственность за регионы. Я бы не сказал, что они и сейчас охотно берут на себя такую ответственность. Они зачастую ведут себя, как собаки на сене. Сами не особо активничают и других не пускают. Никаких заметных изменений в этом с принятием закона Крашенинникова – Клишаса не будет. Хотя, все уже поделено, и никто свою территорию просто так никому не отдаст.

С Нижегородской областью вообще интересно. Единственное в XXI веке действительно активное включение олигархов у нас было в 2004 – 2005 году, когда Олег Дерипаска бросил большие силы, чтобы поддержать переизбрание губернатора Геннадия Ходырева. Но и то у него ничего не получилось. При губернаторе Валерии Шанцеве опоры на ту или иную ФПГ у него не было, он считал, что поддерживается президентом Путиным. С приходом губернатора Глеба Никитина Нижегородская область с удивлением узнала, что практически все значимые регионы поделены между госкорпорациями. И на Нижний Новгород вожделенно смотрят сразу две – Ростех и Росатом, но по-разному. Сейчас и Ростех, и Росатом поддерживают Никитина, но он за четыре года стал президентским губернатором, а не корпоративным: из федерального бюджета по-любому в разы больше денег идет, чем от корпораций.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх