Надо было брать деньги

Как старый Нижний стал заложником бизнеса

7 марта 2024

В Нижегородском областном суде продолжаются заседания по иску бизнесмена Дмитрия Дзепы к управлению госохраны объектов культурного наследия по трем старым домам на улице Грузинской в Нижнем Новгороде. Дзепа считает, что в 2020 году их незаконно признали ОКН, а на самом деле их надо снести и построить на этом месте что-то новое. Представители бизнесмена считают, что по сути это борьба за ценный земельный участок в центре Нижнего Новгорода.

Старая “Грузинка” уходит, пока собственники и градозащитники спорят о ее судьбе

О конфликте власти и предпринимателя стало известно из статьи в газете “Коммерсант”, которая была опубликована в начале сентября 2023 года. Дмитрий Дзепа дал понять, что УГО ОКН планирует изъять у него три дома на улице Грузинской, собственником которых он является примерно с 2005 года для создания “Заповедного квартала нижегородской синагоги”. Тут же на сторону бизнесмена прибежали так называемые “градозащитники наоборот”, которые стали заявлять, что они хорошо понимают механизм признания домов ОКН для их изъятия у граждан, а они обещали общественную защиту девелоперу. Платно или нет – это отдельный вопрос.

В устах “градозащитников наоборот” механизм таков. Есть некий предприниматель, который решил реализовать инвестиционный проект и для этого скупил по рыночной цене квартиры в аварийных домах, чтобы их потом снести и заняться новым строительством. Как у него “отжать” эту землю за копейки? Через ФЗ-73 об ОКН. Некие общественники требуют признать дома обладающими признаками ОКН. УГО ОКН запускает эту процедуру признания домов ОКН. Делается госэкспертиза, подтверждающая их историко-культурную ценность. Дальше идет или не идет общественное обсуждение. Замечаний, как всегда, не бывает. И вот это уже не просто старые дома, а объекты культурного наследия. УГО ОКН требует от собственника принять меры по сохранению данных ломов, а вовсе не по сносу для нового строительства. И дальше УГО ОКН обращается в суд по их изъятию у нерадивого собственника из-за ненадлежащего содержания. Ему выплачивается стоимость гнилых досок, а не рыночная цена. А дальше приходит “правильный инвестор”, который получает после пожара по КРТ почти бесплатно свободный земельный участок для нового строительства, например, “заповедного квартал синагоги”. Вот, мол, для таких спецопераций и создан ФЗ-73.

Надеюсь, что никто не скажет, что я исказил тут ход мысли “градозащитников наоборот”?

А вот как все происходило на самом деле.

Начну примерно с 2005 года. Нынешний собственник трех домов на улице Грузинской в “нулевые” узнал в коридорах власти о планах близкого к синагоге застройщика возвести там 11-этажный жилой дом. Он предусмотрительно выкупил квартиры в трех домах и расселил их. А далее напросился к застройщику в партнеры на своих условиях, но проект не был реализован. Сам собственник ничего строить не собирался и ждал, когда появится еще какой-нибудь заинтересованный инвестор. Между тем, в Нижнем Новгороде разгорался конфликт между появившимися градозащитниками и властью. УГО ОКН наотрез отказывалось признавать старые дома в историческом центре Нижнего ОКН при губернаторе Валерии Шанцеве. Когда пришел новый губернатор Глеб Никитин, градозащитники стали рассказывать ему о том, как губят застройщики исторический центр, а строят новоделы. Была проведена замена руководителя УГО ОКН. Тот стал сотрудничать с градозащитниками, старые дома стали признавать ОКН, в том числе, на улице Грузинской. И вот представители власти обращаются к Дзепе: “Что хотите делать с домами, может, продадите по рынку?” Он охотно соглашается продать, но вопрос в цене. СМИ писали, что власть предложила цену в 108 млн рублей, а собственник считал, что реальная цена около 220 млн. Кто прав?

Недавно был спор на бюджетном комитете ЗСНО спор о покупке Дома Связи на площади Горького. За него запросили примерно 750 млн рублей. Депутаты очень сомневались в такой покупке. И вот я думаю, как бы депутаты отреагировали на предложение правительства выкупить у Дзепы три ветхих дома за 220 млн рублей? Это был бы скандал. 108 млн – это красная цена за три старых дома вместе с земельными участками. Стороны не сойдясь в цене, решили судиться. Собственник начал с того, что оспорил признание домов ОКН. В этом есть логика. Потому что именно это не позволяет ему снести дома, а заставляет его привести их в порядок, как требует УГО ОКН. Бизнесмену это коммерчески совсем не интересно. И вот, как говорится, встать, суд идет!

Не думаю, что читателям интересны технические детали того, как законно или незаконно проходил процесс признания домов на Грузинской ОКН. Ясно одно, это не была специальная операция против Дзепы. Просто он очень долго “чах над златом”, ничего не делая, а градозащитники добрались до улицы Грузинской, чтобы некоторые старые дома признать ОКН после долгих лет забвения. Дзепа в течении 15 лет мог что угодно сделать со своими тремя домами. Но он ждал крупного инвестора, который бы за ценой не постоит. Но первыми пришли градозащитники – не повезло. После признания домов на улице Грузинской ОКН их рыночная цена упала. Как говорилось в одном американском фильме: “Надо было брать деньги!”.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх