В 2017 году Нижегородская ярмарка отмечает свое 200-летие. И это тот случай, когда “день рождения – грустный праздник”. Музея у ярмарки так и нет, в главном здании какие-то мутные магазины, на территории – пластиковые амбары с холодными туалетами и старый котлован, а ее мероприятия давно вызывают больше критики, чем восторгов. И, судя по позиции начальства, перспектив не видно.
Лучшим подарком ярмарке на юбилей могли бы быть перспективы.
Фото с pravdapfo.ru
Нижнему Новгороду сильно повезло с ярмаркой. Не сейчас, а в том 1817 году, конечно. Потому что за век работы этот торг с мировым размахом вытащил Нижний Новгород в топ логистических центров, внушил нам и ныне радующий некоторых бренд “Карман России”. Сейчас в кармане дыра, самое ценное, что осталось от ярмарки – ее главное здание, но зато нам не надо придумывать всяких мышей, яблочную пастилу и прикидываться родиной сказочных персонажей для развития туризма. Мировая логистика безнадежно поменялась, мы больше не пуп мира, и рассматривать ярмарку, как площадку для серьезных выставок, глупо. Она перешла больше в состояние инструмента культуры, нежели экономики. Однако власти этого момента не поняли, а потому еще поддерживают все это шапито с распродажами меда, коньяков и ножей, а также белорусскими балаганами уличной торговли одеждой и продуктами питания, между которых втискиваются убогие выставки и форумы.
Хозяин ярмарки – власть. Областная и городская. Но Нижний Новгород двумя руками придерживает штаны, чтобы не потерялись от бюджетного голодания. А губернатору более интересны проекты с федеральным финансированием – например, чудесный стадион. Развитие же туристической привлекательности города его волнует в последнюю очередь. И получается, что ярмарка – сирота с убогими пластиковыми амбарами, отсутствием нормального выставочного оборудования, холодными туалетами, неблагоустроенной территорией, магазинами ширпотреба в историческом здании и котлованом-долгостроем.
Хотелось бы отдать должное губернатору Валерию Шанцеву – он помог ярмарке разобраться с ее долгами. Но этот акт административной любви и заботы легко нивелируется креатурой гендиректора – есть ощущение, что Валерий Барулин просто счастливо замещает эту должность на протяжении 15 лет с небольшим перерывом, но не продвигает никаких идей и проектов. По крайней мере, он не замечен общественностью ни в чем, кроме как в озвучивании мечтаний. И если выступить перед прошлым созывом городской думы Нижнего Новгорода он пришел с конкретными планами, то в его последних интервью конца 2016 года он говорит голосом той лошади из анекдота: “Ну не шмогла я, не шмогла!”.
Читать интервью генерального директора ВЗАО “Нижегородская ярмарка” Валерия Барулина для РБК-НН страшно – там сплошные признания в бессилии. Даже приведу немного цитат.
“…мы упустили время, когда экономика работала хорошо и была возможность развиваться”.
“В сегодняшнем состоянии ярмарка не может двигаться вперед: мы с трудом поддерживаем ее на существующем уровне, но делать это становится всё сложнее с каждым годом, особенно когда одновременно снижается и деловая активность, и экономика не в порядке. Поэтому если нашим клиентам, нашим участникам выставок плохо, нам не может быть хорошо. А ничего нового мы предложить не можем”.
“Живых идей в таком формате на текущий момент нет, чтобы кто-то что-то сейчас предлагал и мы бы думали об этом (о государственно-частном партнерстве – ред)”.
Несколько раз встречаются выражения “ждем решения”, “на мировом уровне” и “поддержание и повышение имиджа города и области”, что забавно.
Из планов на юбилейный 2017 год – форум “Великие реки”, бизнес-саммит, выставка “Машиностроение” и “АРТ-Россия”. Новенького не наблюдается. “Великие реки” уже в 2016 году были провинциальной площадкой с пустующими площадями и внезапной продажей меда. Бизнес-саммит тешит только областных чиновников и их подрядчиков. Машиностроители давно предпочитают Дюссельдорф (чаще других посмотреть, чем себя показать, но все же!). А арт-выставка оказалась у нас только потому, что в Перми ярмарка стала гипермаркетом, и проект свернулся. Кстати, об этом досадном случае упоминает и господин Барулин в своем интервью. Правда, информация об аренде площадей главного ярмарочного дома “Магнитом”, прокатившаяся по СМИ, говорит о том, что у нас тут дела не лучше: в частные руки еще не отдали, но агонизирует ярмарка долго.
Отличным юбилейным проектом могло бы стать создание ярмарочного музея. Если материалов из истории Нижегородской ярмарки и выставки 1896 года набралось на стопу отличнейших книг, а Арсенал даже демонстрирует воссозданные детали северного павильона, то почему нельзя организовать музей в исторических же стенах главного дома? Почему “Карман России” не мумифицирует свою историю успеха на добрую память? Хотя, у нас даже музея купечества нет, будто не о ком рассказать и нечего показать.
После этого интервью приглашение господина Барулина для зачитывания информации о планах развития ярмарки перед действующим созывом городской думы кажется бесполезной затеей. Зачем опять слушать это анекдотическое “Не шмогла!”, когда ярмарка просит денежного дождя и кадровых перемен.
Формат выставок-продаж себя уже изжил. Необходимо переходить на новый уровень промышленно-торгового исследовательского центра. Барулин об этом имеет представление как о созвездии Центавра. И не надо делать там никакого музея. Ярмарка должна стать центром деловой активности. И это вполне реально.
Ярморка часть истории Нижнего и фальшивый центр деловой активности – не перспектива. Ярморка историко-архитектурный – туристический центр, должна зарабатывать на туризме и процветать!!
Сначала научись писать слово Ярморка!!!, историк вы наш!
Интересно давно ли музеи у нас окупаются? Не панацея, а расходы. Только изменение инфраструктуры и качественные проекты могут что-то изменить.
Музеев в городе полно, зачем у них хлеб отнимать. Пусть организовывают экспозицию про купечество и нижегородскую историю, а ярмарка – должна на деловую аудиторию ориентироваться.
Исторический центр в связке с туризмом как раз и дает деньги
Музей “Усадьба Рукавишниковых” пустует, смотреть нечего. Самые прибыльные мероприятия там свадьбы и фотосессии. Может начать развивать существующее, а не плодить пустующих клонов, выживающих исключительно за счет бюджетных ассигнований.
Автор не говорит, что во всю ярмарку музей должен быть. Но хоть какие-то площади под это нужно выделить. Ко мне часто приезжают иногородние друзья и коллеги, и уже несколько раз звучал вопрос – покажи нам музей ярмарки, про купцов. А музея нет. Доставал из шкафа книги с фоточками, показывал и как мог объяснял. Музей нужен.
Главное, чтобы музей был канавинским. Потому что ярмарка была в Канавино. А то опять утащат в центр. Мы тут тоже хотим туристов и реконструкцию старого Канавино.
Барулин- богатый человек,которого охота и рыбалка в районе Васильсурска с губернатором давно интересует больше чем этот цирк с полудохлыми конями.
Баруля воришка Альхен, просто Шанцев недалекий, а впрочем ему все по.ую
В Канавино есть рынок и будет стадион. Разве этого мало? И еще вокзал и метро. Разве этого мало?
Все сделал Монферран. А местные Бей-Руличи даже пользоваться не умеют. Отдайте церкви.
Ярмарки как таковой давно уже нет, осталось только здание ярмарки. Все эти бизнес саммиты существовали только для оправдания необходимости существования и деятельности Казачковой, толку от них ноль, просто кормится окружение тетеньки с этих бесполезных показушных семинаров. Раз нет ярмарки, то и никакого 200-летия праздновать нечего, как всегда один пшик. Лучше отметить юбилей Барулина, он ведь существует реально, а не в книжках про ярмарку, значит и юбилей должен быть реальным, а не высосанным из пальца.
Ярмарка это бренд, место симпозиумов и т.д. Визитная карточка города Нижнего Новгорода, но , конечно же, не балаган, каким она сегодня является. Вообще-то ярмарка, это не только нынешняя территория. Нижегородская Ярмарка это должен быть праздник всего города, всех его городских районов. Везде где хотели давно возродили, во всех бывших республиках бывшего СССР. К сожалению это не понимает ни руководство области, города, самой ярмарки и сам автор.
Весь пар ушёл в свисток.А как всё начиналось.Жаль.