Долговая история

Как Нижний Новгород наращивал долги

20 ноября 2023

Нынешний мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев – выходец из регионального минфина. И на этом основании эксперты считают, что он априори успешно решил все задачи городской бюджетной политики, в том числе по муниципальному долгу. Однако если обратиться к истории долговой политики в Нижнем Новгороде, то сейчас проводится, пожалуй, самая невнятная долговая политика. Как обычно у нас сапожник-то без сапог.

При мэре Нижнего Новгорода Вадиме Булавинове (2002 – 2010 годы) внутренний долг был обычно на минимальных значениях. При том, что областной бюджет при губернаторе Валерии Шанцеве особенно с кризисного 2008 года стал быстрым темпом наращивать госдолг. К последнему году мэрства Булавинова на 1 января 2010 года муниципальный долг областного центра составлял всего 438 млн рублей. При этом собственные доходы Нижнего Новгорода были 11,156 млрд рублей. Фактически, это закредитованность в 4 – 5%. Отметим, что межбюджетные трансферты на 2010 год составляли 2,656 млрд рублей. Это были времена, когда собственные доходы Нижнего Новгорода в разы превышали средства из вышестоящих бюджетов. А это означает, что Нижний Новгород был во многом финансово независим от областного бюджета. Насколько я помню, у антишанцевского главы города Вадима Булавинова одно время была даже “заначка” примерно в 1 млрд рублей. Но после того, как Валерий Шанцев через Думу Нижнего Новгорода попросил этот миллиард, мэр решил, что надо чуток закредитоваться, чтобы блестящее финансовое состояние мегаполиса в те “тучные годы” не так выпирало. И к 1 января 2011 года муниципальный долг Нижнего Новгорода планировалось увеличить примерно до 950 млн рублей. То есть, нынешний мэр Дзержинска Иван Носков проводит примерно ту же финансово-бюджетную политику, что и мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов в свое время.

Когда главой администрации Нижнего Новгорода стал прошанцевский Олег Кондрашов (2010 – 2015 годы), губернатор ему дал совет закредитоваться. Мол, без этого не может быть развития мегаполиса. При этом сразу же почти в 2 раза увеличились поступления в городской бюджет из вышестоящих бюджетов. Булавинову Шанцев давал меньше 3 млрд, а Кондрашову дал сразу больше 6 млрд. К 2015 году муниципальный долг Нижнего Новгорода составил 6,794 млрд рублей. Для справки, собственные доходы тогда исчислялись в 12,6 млрд рублей, то есть долговая нагрузка превысила 50%. Это означает, что Кондрашов проводил принципиально иную долговую политику по сравнению с Булавиновым. При этом собственные доходы Нижнего Новгорода все еще превышали безвозмездные трансферты в соотношении 57 к 43. Но о финансовой независимости областного центра уже не могло быть и речи. Эксперты тогда стали говорить о том, что город живет не по средствам и надо снижать “неумные расходы”.

При главе администрации Нижнего Новгорода Сергее Белове (2016 – 2017 годы) продолжился рост муниципального долга в абсолютных единицах. На 1 января 2018 года он составил 10,7 млрд. Отчасти это объяснялось тем, что областной центр имел недобор по доходам.

Потом мэром Нижнего Новгорода стал Владимир Панов (2018 – 2020 годы). Многие его взгляды на городские проблемы сформировались во время его депутатства в Думе Нижнего Новгорода. В городском парламенте тогда считали, что Шанцев и Кондрашов посадили мегаполис на долговую иглу, и это большая беда на долгие времена. Поэтому, Панов сразу заговорил чуть ли не об общем бюджете Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Видимо, он надеялся за счет обрасти резко снизить муниципальный долг. Он сразу выкатил некие расчеты того, сколько денег недодают мегаполису. Но ему тут навстречу не пошли. Сам же Владимир Панов сдерживал увеличение задолженности, как мог. Ко времени его отставки муниципальный долг составлял примерно 11,4 млрд. Лишь на 700 млн больше, чем на момент прихода Панова в Серый дом.

При главе Нижнего Новгорода Юрии Шалабаеве мы вновь видим поступательный рост муниципального долга. К 1 января 2023 года он составлял 15,166 млрд рублей. А к 2025 году задолженность ожидается в размере 19,9 млрд. Финансово-бюджетная политика Шалабаева мало, чем отличается от того, что делал Белов, когда в бюджетной сфере там царил “матриархат”. Скорее всего, Белый дом сейчас вряд ли настаивает на том, чтобы Нижний Новгород увеличивал муниципальный долг. Городу банально не хватает средств из-за участия в софинансировании многих проектов. Просто затыкаются дыры, как и в 2016 – 2017 годах? Можно предположить, что Шалабаев, будучи финансистом, считает, что такая линия в нынешних экономических условиях вообще выгоднее, чем фиксация величины задолженности. Вот и опять живем не по средствам.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх