Адепты каменных джунглей

Чудеса градостроительной политики Нижнего Новгорода

17 июня 2020

Судя по всему, градостроительный и строительный кризисы в Нижнем Новгороде будут продолжаться и не видно им конца. Дело в том, что администрация Юрия Шалабаева наследует неудачную градостроительную политику администрации Владимира Панова, а региональное правительство проявляет повышенный интерес только к развитию Нижнего Новгорода в юго-западном направлении, в сторону Богородского района. Остальное не в приоритете.

Нижний Новгород все больше напоминает трухлявый пень – гнилой в центре, он дает поросль по южному краю.

Фото блогера Ильи Варламова

Отсутствие отдельного заместителя главы Нижнего Новгорода по строительству и градостроительству в структуре городской администрации, вновь оставление города без главного архитектора означают, что Серый дом при Юрии Шалабаеве, как и при Владимире Панове, дистанцируется от темы строительства жилья. Администрация Нижнего Новгорода, образно говоря, “отстраивается” от этой сферы, передоверяя ее региональному правительству. Все бы хорошо, вот только темы аварийного и ветхого фонда, их расселения остаются за муниципалитетом. При том, что строительство жилья сейчас практически полностью за областью. К чему это приведет? Понятно к чему. Мы уже видели не раз к чему это приводило. На примере сбоев в РЗТ, в практически полном забвении “волнового переселения”. Все это означает, что при Шалабаеве ничего к лучшему в сфере градостроительства и строительства не изменится, разве что станет все еще хуже.

Хорошо помню, как Владимир Панов ставил вопросы аварийного и ветхого фонда, а также развития застроенных территорий. В решении данных проблем Панов уповал в основном на “совместную с областью стратегию в градостроительной деятельности”. При этом и региональное правительство, и мэр Владимир Панов заняли такую позицию, что для Нижнего Новгорода, мол, не характерно активное жилищное строительство. И, дескать, это есть положительный фактор. Цитирую мэра Панова, который с горечью говорил: “Квадратные метры важнее человека, появление так называемых “каменных джунглей” на сегодняшний день присутствует в нашем городе. К сожалению, эта беда есть. Но мы должны обеспечить и защитить в первую очередь интересы жителей, должна появляться комфортная городская среда”.

Примерно то же самое говорила Марина Ракова из областного правительства. Мол, по вводу жилья Нижегородская область находится в крепкой середине. Не вырвались в лидеры, но и не в аутсайдерах. Идем в среднем звене, и это нормально. С жильем надо быть осторожным. Оно может быть неликвидным. И потом, это бремя и для городских властей, и для застройщиков. Ей вторил заместитель губернатора по строительству Сергей Морозов: “Необходимо не гнаться за темпами ввода жилья, а сбалансированно развивать территории”. Региональное правительство привлекало и экспертов с подобными взглядами. Татьяна Полиди из “Института экономики города” на круглых столах в Нижнем Новгороде провозглашала: “То, что нижегородская агломерация не входит в число лидеров по темпам строительства, мы оцениваем положительно. Это делает уплотнительную застройку и высокий трафик”. Совместно они заявляли о том, что для уменьшения оттока молодежи из Нижегородской области надо заниматься общественными пространствами.

Мне все время хочется спросить этих “градостроителей”: а как же настоящие трущобы Сормовского, Московского, Ленинского, Канавинского, Нижегородского и всех прочих районов Нижнего Новгорода? По подсчетам Панова на начало 2018 года в мегаполисе было более 3 000 аварийных и ветхих домов. Может быть, отток молодежи как раз происходит из-за огромного количества аварийного и ветхого фонда, который у нас на века? Так как в городе мало строится жилого фонда, то цены в Нижнем Новгороде на жилье высокие. Не поэтому ли, молодежь и уезжает в Москву? Мне кажется, что у нас царствует философия “варягов” в градостроительстве и строительстве. Они видят аварийный и ветхий фонд только в историческом центре Нижнего Новгорода. А города в целом они не знают и знать не хотят. А раз так, то масштабного расселения аварийного и ветхого фонда ждать не приходится. Все идеи мэра Панова по высокоскоростному расселению аварийного и ветхого фонда не нашли применения. Я так понимаю, что его не поддержали губернатор и региональное правительство. Все так и остановилось на уровне участия города и области в соответствующей федеральной программе, без каких-либо собственных решений. Результаты мы видим. Они практически никакие.

Тем не менее, нельзя сказать, что у никитинского правительства нет своей линии в градостроительной политике. Подвергнуты критике некоторые положения шанцевского правительства в градостроительстве. Было заявлено о том, что “мы в поля и поймы строить не пойдем”. С намеком на Борскую пойму. Дескать выход “в поля” – это дорогое удовольствие. В условиях дефицита средств на магистральную инфраструктуру предлагается метод “управляемого сжатия”. При этом идут поиски резервов внутри тела городской застройки. И этих резервов якобы достаточно. Между тем, все-таки отбираются так называемые “градостроительно ценные” территории. Планируется развитие застройки, крупные жилые массивы в юго-западном направлении на Новинки и в восточном направлении – на Кузнечиху. При этом декларируется соблюдение принципа компактности города. Видимо, для отвода глаз. Реально же в планах пространственное развитие сопредельных с Нижнем Новгородом территорий. Богородский и Кстовский районы в своих генпланах, которые составлены в областном правительстве, предусматривают порядка 13 тысяч га (!) под жилую застройку “в полях и лугах”. 453 га в деревне Кузнечиха, из-за которых погорел Олег Сорокин, кажутся мелочью на фоне этих грандиозных планов.

Кстовское направление пока оставлено в резерве. А Богородское направление разрабатывается вовсю. Это и строительство транспортной развязки в Ольгино, и расширение дороги в Богородском районе. Вблизи поселка Новинки планируется строить крупный онкологический центр. По большому счету, реконструкция парка Швейцария в “ту же кассу”. Интенсивно развивается именно это направление в Нижнем Новгороде. Отмечу, что еще в 2011 году были планы строить футбольный стадион к ЧМ-2018 именно в Ольгино. Дублирующими вариантами были Щелоковский хутор или ипподром. То есть, эти планы не новы. Судя по всему, речь идет об огромных объемах не малоэтажного строительства, а как раз многоэтажного. Вот тут чиновники-“варяги” готовят для себя “золотую жилу”.

При советской власти расширение города в этом направлении, в сторону Щербинок, происходило по урбанистической классике. Жилье шло за рабочими местами. Микрорайоны появлялись вокруг предприятий и институтов или рядом с ними. Были построены заводы на Мызе – телевизионный и имени Фрунзе, там же целый ряд радиотехнических НИИ, дальше был построен сельскохозяйственный институт, потом НИИ “Салют”. Потом НИИИС. Сейчас покупателей жилья пытаются привлечь более дешевой ценой квадратного метра жилья, как это было у “Окского берега”. Без соответствующей социальной инфраструктуры. Мол, она со временем нарастет.

fingerlitleСейчас областная власть, в соответствии с экспертными оценками “Института экономики города”, пытается, как мы видим, увеличить капитализацию части территории Богородского района, чтобы сделать ее привлекательной для инвесторов. Для этого сейчас идут вложения в инфраструктуру, в том числе в дороги, а потом и в коммуналку. Для этого Новинки присоединили к Нижнему Новгороду. Чтобы “Нижегородский Водоканал” полностью обанкротился там. По сути дела, вот и почти вся градостроительная стратегия областного правительства, приобщиться к которой так мечтал Панов, и которую примет как должное Шалабаев.

Предыдущая статья: Следующая статья:
Обсуждение: 9 комментариев
  1. Аноним:

    Грустно все это как то…

  2. Аноним:

    Пишут, что тогда туда надо дублер проспекта Гагарина. А зачем? Это же будет быдло – район для бедных. Маленькие квартиры эконом – класса по самым дешевым ценам. Туда же станут запихивать весь городской аварийный и ветхий фонд. Это будет богородск – гетто для нищегородцев. Обойдутся без дублера. Разве не понятно? Лет через 30 – 50 сделают дублер в лучшем случае.

    • Аноним:

      Через 50 лет он там нафиг никому не нужен будет, все будут по воздуху летать, как в пятом элементе :)

  3. Там пустая земля.Значит выгоднее строить “человейники”.Всё из за бабла.

  4. Аноним:

    Параллельно они занимаются выделением земли через Совет по земельным отношениям при Правительстве. Раньше он назывался Инвестиционным советом при Губернаторе Шанцеве. У технократов, как оказалось, методы воровства земли тоже совковские. Никитин – это Шанцев. Только на 30 лет помоложе. А Ракова с Берковичем – это Сватковский.

  5. Аноним:

    Ракова на 8 дней пребывания в должности была очарована людьми, которые трудятся в Депатаменте градразвития. Посмотрите видео – оборжетесь!)) Змеюка подколодная!

  6. Аноним:

    Состав Правительства области – Ого-го-го! Доставляет. И эге-ге-гей! Вставляет.

  7. Правильно поставлен вопрос в статье о необходимости низкоэтажного строительства с развитием собственной инфраструктуры. К чему поставили эти небоскрёбы на Батумской? Мне не особо понятно. Инициаторами развития строительства и расселения аварийного и ветхого фонда на своих округах должны стать как раз народные депутаты, если власть тормозит. Как уже писали в комментариях – ничто не мешает депутатам контролировать деятельность администрации и мэра по ФЗ№131. Только развитие социальной инфраструктуры, транспорта, жилищного строительства смогут приостановить эмиграцию и начать реальное развитие города.

Поделитесь своим мнением
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения и другие гадости, будут удаляться.

zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх