Вспомним и сравним

О губернаторском опыте общения с президентом

2 декабря 2020

Еще долго будут обсуждаться отдельные нюансы общения президента Владимира Путина и губернатора Нижегородской области Глеба Никитина. Чтобы их правильно понять и оценить, в виду короткой памяти экспертов и журналистов, позволю себе вспомнить два эпизода из общения президента с бывшим главой региона Валерием Шанцевым. Один касается пожаров жаркого лета 2010 года, а второй – заседания Госсовета по вопросам ЖКХ 31 мая 2013 года.

Из стенографического отчета о заседании Госсовета “О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг”. Выступление губернатора Валерия Шанцева вызвало целую дискуссию, в которой участвовали Дмитрий Козак, Игорь Шувалов, Антон Силуанов.
А вот как реагировал на выступление нижегородского губернатора всегда сдержанный Владимир Путин: “Не надо здесь вешать проблемы, которые сейчас решить трудно, не надо путать аварийное жилье с ветхим. Ладно? Я обращаюсь ко всем губернаторам. И не надо грузить то, что лошадь не вывезет… Договорились?”
Дальше.
Путин: “Теперь я бы хотел понять по поводу того, что Вы сказали об уровне заработной платы учителей и уровне заработной платы в жилищно-коммунальной сфере”.
Шанцев: “Я говорил о том, что мы сейчас правильное совершенно решение приняли, его реализуем, о повышении зарплаты учителей до средней зарплаты в экономике области. Но когда мы сейчас занимаемся тарифным регулированием, мы делаем экономически обоснованный тариф, мы тоже должны ориентироваться и в этой отрасли на среднюю зарплату. А ограничение тарифа нас заставляет уже в плановом порядке снижать эту зарплату, чтобы попасть в тот процент ограничений. Вот и все. Она получается 16 тысяч…”
Путин: “Валерий Павлинович, я понял. Я благодарен Вам за то, что Вы повторили свой тезис и свою мысль. Уважаемые коллеги, это очень существенная и значимая вещь. Что бы я хотел в этой связи сказать?.. Я неоднократно слышал: как же так, в регионе не может же педагог получать столько же, сколько металлург или шахтер! Вы знаете, с каким уважением я отношусь, скажем, к труду шахтеров. Это вообще героическая профессия. Но, во-первых, шахтеры все равно получают больше, так же как металлурги. Мы же говорим для педагогов о средней по экономике. А заработная плата людей, которые в шахте работают или у мартеновских печей стоят, или работают в современных металлургических комплексах, она другая, она гораздо выше. Мы же говорим о средней, а средняя вычисляется из самой высокой и самой низкой. Это первое. Второе. У металлурга и у шахтера тоже есть дети, как правило, и они хотят, чтобы у этих детей было будущее. Они хотят, чтобы они получили хорошее качественное образование. Это система государственных приоритетов. И если мы признаем, что образование является одним из таких приоритетов, нужно действовать без оглядок на эти сравнения. Они неуместны, Валерий Павлинович! Эти сравнения неуместны в данном случае, уверяю Вас”.
Шанцев: “Владимир Владимирович, я Вам говорю, что мы это сделали…”
Путин: “Я Вас прошу, я Вас слушал внимательно и попрошу Вас меня больше никогда не перебивать, пожалуйста. У нас не получится дискуссии. Вы будете говорить одно, я другое”.

У меня потом был саркастический разговор с Романом Скудняковым на тему “Что это было?” Он тогда сказал, что Шанцев для Путина – это такой правдоруб. У него среди губернаторов, дескать, роль такая ввиду их особых отношений с президентом – резать правду-матку в глаза. Поэтому, мол, все нормально. Я в этом глубоко сомневался. Президент был крайне раздражен непониманием Валерия Шанцева основ государственной политики. Практически невозможно вспомнить подобных ситуаций, когда бы Владимир Путин так срывался. А тут это произошло.

Второй эпизод тоже очень примечательный. 27 июля 2010 года председатель Правительства РФ Владимир Путин провел селекторное совещание о мерах по снижению количества природных пожаров. Председателю правительства были представлены доклады от тех территорий, где возникли наибольшие трудности, и где региональные власти вводили режим чрезвычайной ситуации.
Валерий Шанцев доложил обстановку, закончив словами: “Обстановка сложная, Владимир Владимирович, непростая. Но она находится под контролем. Мы все делаем для того, чтобы справиться с тем, что происходит в области, в лесах. Я думаю, что мы обеспечим необходимую безопасность наших поселений”.
Путин: “Валерий Павлинович, нужна ли какая-нибудь дополнительная помощь от нас в этой ситуации?”
Шанцев: “Не нужна, пока мы справляемся сами…”

И уже буквально на следующий день после этого совещания огонь уничтожил 341 дом в деревне Верхняя Верея Выксунского района. Владимир Путин и Серей Шойгу прибыли туда. В диалоге с Путиным погорельцы всячески оскорбляли губернатора. А Шойгу тоже прокомментировал состояние пожарной безопасности в регионе, обильно приправив свои оценки ненормативной лексикой.

fingerlitleСейчас из каких-то ровных реплик Путина и Никитина, как из мухи раздувают слона. Мол, не сошлись в оценке времени: “тяжелое” или нет? А вот похуже были времена. И оценки президента были резче. Давайте не забывать об объективности.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх