Советизация выборов

Что стоит за явкой под 100% и результатами победителя свыше 80%

21 сентября 2023

Несистемная оппозиция в бессильной злобе критически комментирует прошедшие в стране выборы губернаторов и депутатов региональных Законодательных собраний. В их наблюдениях, надо отдать должное критическому мышлению, есть некоторые интересные моменты. В частности, они остроумно отмечают “советизацию” выборов, которые, дескать, чем дальше, тем больше идут к явке под 100% и к результатам в 99%.

В России якобы сложилась многопартийная система, как в ГДР 1980-ых годов. В этих условиях даже некогда протестные регионы превращаются в “султанаты”. К таким “султанатам” в 2023 году присоединилась и Нижегородская область. Уже сообщалось, что существуют задания по результатам выборов. Новое наблюдение несистемной оппозиции состоит в том, что задания распределяются как бы по федеральным округам. Например, оппозиционный Дальний Восток получил задание на 70% голосов за кандидата от власти, Сибирь и Урал на 75%, а Центральный и Приволжский округа на 80%. Отмечается, что все регионы в этот раз выполнили задание, кроме Красноярского края. Несмотря на то, что это тяжелый регион, там якобы блок внутренней политики ждет наказание раз в крае недобрали около 5% за и.о. губернатора.

Несистемная оппозиция крайне недовольна: население “стерпело” то, что протестные регионы вдруг стали давать высокий результат для власти. Скорее всего, не так много избирателей потом изучают информацию о результатах выборов, сколько там процентов набрал действующий губернатор. Выбрали кого-то и ладно. Еще нюанс. Упрощается политическая система. Когда идут выборы в Законодательные собрания регионов, то обычно все одномандатные округа остаются за “Единой Россией”. А по партийным спискам ЕР набирает все больше и больше процентов. Остальным партиям мандатов достается мало.

КПРФ, ЛДПР и СРЗП практически некуда ужиматься в ЗС Нижегородской области. Сейчас у КПРФ 3 мандата – два партфункционера и один спонсор партии, который финансирует выборную кампанию. У ЛДПР и СРЗП по 2 мандата – по одному у партфункционера и у спонсора. Куда ЛДПР и СРЗП дальше снижаться, непонятно. Там, что, спонсоры только останутся от парламентский партий в 2026 году? По нашей информации, уже сейчас решено, что в Думе Нижнего Новгорода 2025 года партийное представительство останется таким же, как в гордуме-2020, то есть, сейчас. КПРФ, СРЗП и ЛДПР хотели бы какой-то прибавки, но им не дадут. Останется квалифицированное большинство у “Единой России”, которая ничего уступать партнерам не желает.

Поэтому оппозиционеры смотрят больше не на замечательные цифры, а на то, что они называют “органической поддержкой”. Например, были ли очереди на избирательных участках, наблюдался ли большой поток людей к избирательным участкам? Власть, по оценке несистемной оппозиции на президентских выборах будет заинтересована во впечатляющей картинке, когда бы были большие очереди проголосовать. На губернаторских выборах такого явного интереса в этом нет. Надо отметить, что антивластные силы тоже интересуются этим эффектом большой очереди. Они часто приводят пример, как в Беларуси в 2020 году недовольных воодушевили очереди, чтобы подписаться за кандидата в президенты от оппозиционных сил для его регистрации. Теперь понятно, что эти очереди представляли не естественный поток подписантов, а специально обученные люди постоянно изображали вереницу желающих поддержать выдвижение оппозиционера.

Что касается губернаторских выборов в Нижнем Новгороде, то я лично не видел большой “органической поддержки” кандидатов. Возможно, где-то были толпы, но мне не повезло их увидеть. В этом нет ничего удивительного. На губернаторских выборах 2014 года явка была 54,49%, но тогда многие наблюдатели отмечали звенящую пустоту на избирательных участках. Все задавались вопросом: откуда такой процент голосовавших по Нижнему Новгороду? Так что так называемая “органическая поддержка” – это более весомо, чем красивые цифры явки, происхождение которых никто не может толком объяснить. Есть распространенная точка зрения, что Нижний Новгород традиционно слабо голосует, а потому явка около 40% в нынешнем году – это прорыв. Мол, это намного больше, чем в 2018 году. Сравнение некорректное.

В 2018 году де-факто Глеб Никитин кампанию не вел. Он проводил рабочие встречи, не оглашал вообще предвыборных обещаний. На самом деле, на муниципальных выборах голоса обычно покупаются через так называемые “сетки”, а просто так люди не ходят на избирательные участки. Поэтому явка действительно мизерная. На Госдуму и ЗСНО, которые у нас теперь совпадают, уже задействован корпоративный ресурс. На губернаторских и президентских выборах он включается на более высокую мощь. И в Нижнем Новгороде на президентских выборах 2012 и 2018 годов явка была по районам мегаполиса от примерно 58-59% до 64-65% голосов. Причем, в 2012 году президентская явка в Нижнем Новгороде была выше, чем в 2018 году. Отмечу, что тогда были однодневные голосования. Так что 40% явки по Нижнему Новгороду в 2023 году это так себе цифры. Особенно за 3 дня и при ДЭГ. Гордиться вообще не чем, тем более, вроде бы не наблюдалась “органическая поддержка”, то есть столпотворение на избирательных участках.

Несистемная оппозиция нашла объяснение тому, почему хоть 17% населения, но голосует против действующей власти. Эта позиция примерно такая: да, крупные проекты делаются, это хорошо, но мне-то конкретно что из того, если мои доходы не увеличиваются? Скорее всего, их аналитика все-таки правильная. Потому что я сам удивлялся, как могут до 20-22% населения в лояльных районах голосовать за кандидатов-“техников”, а не за довольно эффективного нижегородского губернатора? Люди видят большие проекты, но они как бы мимо них проходят. Отсюда, голосование за тех, кто, выдвигаясь, даже не мечтает на самом деле о губернаторской должности.

Предыдущая статья: Следующая статья:
 Подписка по E-mail
 Последние комментарии
Свежие записи
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх