Противоречивые

Что защищают и на что плюют в Дзержинске

1 сентября 2022

Дзержинская оппозиция чуть не расплакалась, когда гордума единогласно поддержала установку “мальчика-беспризорника” в сквере на площади Дзержинского. Не сработали две вещи у местных недовольных: противопоставление дзержинцев и администрации, а также запредельное ханжество в архитектуре и градостроительстве.

Фото Руслана Лобанова

Вспоминаю, как несколько лет назад местный общественник и политик Игорь Соловьев с упоением рассказывал, что сильной стороной Дзержинска является то, что это “маленькая Америка”, “плавильный котел”. Город строился и развивался во многом за счет приезжих. Там никогда не было разделения на местных и иногородних. И вот мы видим, что в последние два-три года появились те, кто начали качать тему о делении людей на дзержинцев и недзержинцев. Даже возбуждать ненависть конкретно к тем, кто приехал из Сибири. Это очень опасный тренд для такого города, как Дзержинск. Действительно, с начала 1990-ых годов, то есть, уже три десятилетия, из Дзержинска в поисках лучшей жизни больше уезжают, чем туда приезжают. Точкой перелома стала остановка промышленно-экономического развития города, в особенности, его химпрома. Тем не менее, у большинства дзержинцев либо родители не местные, либо они сами родились вне города, ставшего для них родным, и привить им подозрительность к иногородним вряд ли получится. Но попытки такие есть. И это негативный сигнал, который нельзя оставлять без внимания. Еще лет десять назад такое было просто невозможно.

Центр Дзержинска действительно приобрел нынешний вид благодаря приезжим архитекторам. Самыми выдающимися главными архитекторами города были Алексей Кусакин и Вадим Воронков. Кусакин, главный архитектор Дзержинска 1940 – 1958 годов, родился в Шадрино Арзамасского уезда. Воронков, главный архитектор Дзержинска в 1958 – 1966 годов, родился в Рязанской губернии. Если брать конкретно памятник Дзержинскому в сквере на площади Дзержинского, то это творение скульптора Сергея Меркурова, который родился в Александрополе Эриванской губернии. Интересно, что Меркуров был своего рода “придворным” скульптором, который специализировался на памятниках Ленину и Сталину. Он также занимался бюстами на могилах вождей, их надгробными памятниками, был лучшим специалистом по посмертным маскам выдающихся личностей. Все это по-настоящему высокое искусство или конъюнктура времен “сталинизма”? Вопрос спорный. Оставим его искусствоведам. Но по тем временам, в 1948 году, установка памятника за его авторством в Дзержинске была серьезным знаком. Сейчас, наверное, Сергей Меркуров все-таки не относится к классикам с его социалистическим реализмом.

В телеграм-канале “Дуст 2.0. Дзержинск” от 11 июня 2011 года неизвестный автор интересно высказался об архитектуре, обращаясь к “господам из администрации”. Он отлично показал ханжество, столь характерное для некоторых “дустовчан”. Очень длинная цитата, но там все важно и точно подмечено:

“Полный армагеддец в архитектуре Дуста начался, как и по всей стране, в девяностых. В результате многолетней вакханалии были проданы (загибайте пальцы): кинотеатры “Родина”, “Ударник”, “Россия”, “Юбилейный” (последние два купил Артамонов, увы – не меценат и не под картинные галереи), здание школы №2 на площади Дзержинского (привет тому же Артамонову), здание фабрики-кухни на Ленина (Воронину Павлу тоже большой привет, он еще меньший меценат, чем Валерь Геннадич), с десяток детсадов – за ненадобностью. Может, что и забыл, что могло быть отнесено к “уникальной архитектуре Дзержинска”. Поскольку в девяностые и нулевые всем было некогда спасать “архитектуру Дзержинска”, продажа состоялась и ее последствия сейчас очевидны всем. Некогда да и ссыкотно… Мало ли что…
Так вот, господа-варяги, дустовчане просрали много. И не могут этого не понимать. И теперь, ведомые чувством вины за собственные огрехи, будут с утроенным пылом отстаивать каждую ссаную подворотню, каждую малохудожественную мозаику с Прометеем, несущим огонь, каждую школу, каждую собачью будку, построенную в советские годы.
Сию особенность дустовчан вы должны всенепременно учитывать, если вдруг намереваетесь утеплить класс для детишек или снести аварийную арку. Дустовчане – не допустят. Пусть гимназисты греются огнем Прометея, а кирпичи падают на головы. Голов в Дусте много, а арок мало. И они – архитектура. А голов любая асоциальная баба с Ситнова,10 нарожает ради маткапитала хоть десять штук.
Мой вам совет, совет мудрого и взрослого человека – плюньте. Прям слюной, как плевали в эпоху доисторического материализма. Пусть все, что имеет основания рухнуть – рухнет. Авось и не рухнет. Вон “Родина” – стоит и хоть бы хны. Такая же судьба ожидает и северную трибуну стадиона “Химик”. Которую пока еще можно восстановить. Но дустовчане будут спасать мозаику и старую школу. Прав, сто раз прав был Валерь Генадич – “город непуганых ИДИОТОВ”.

Да, вот такая у автора провиденциальность за год до диспута о “мальчике-беспризорнике” в сквере на площади Дзержинского. Дустовцам по барабану совершенно, что кинотеатр “Родина” вот-вот рухнет, точно скоро рухнет, но их эстетический вкус оскорблен до глубины души тем, что рядом с Дзержинским самого Меркурова может появиться какая-то еще скульптура. Никто не покушается на сам памятник Дзержинскому. Ему ничто не угрожает. Но им от этого не легче: как это можно покушаться на “святое”? Это же проектировал Кусакин. Но ведь и зданию кинотеатра “Родина”, вроде бы типовому, архитектор Алексей Кусакин придал свою индивидуальность. И кинотеатр получился особенным, прям очень дзержинским. И вот “Родина” гибнет уже два десятка лет. Но до этого нет никому дела, кроме “господ варягов”. А безобидный “мальчик” стал чуть ли не кровавым в глазах дзержинцев, то есть, дустовчан.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх