Есть ли польза от госдолга?

Немного о финансовой политике региона

19 января 2022

Один из самых сложных вопросов – финансовая политика. Недавно СМИ дали информацию о том, что к началу 2022 года госдолг Нижегородской области составил более 104,6 млрд рублей. И за 2021 год он вырос на 19,1 млрд или на 22%. Это рискованная политика или точный расчет?

Когда губернатор Валерий Шанцев в сентябре 2017 года был уволен, он оставил примерно 75 млрд рублей госдолга Нижегородской области, что составляло примерно 63% от доходов. Уход Шанцева объяснялся тремя главными причинами. О двух говорили открыто: возраст и наличие межэлитных конфликтов. О третьей причине упоминали реже. Это был как раз накопленный госдолг. Надо отметить, что долг Нижегородской области быстрее всего нарастал во время кризисов 2008 – 2009 годов и 2013 – 2014 годов. Главным лоббистом увеличения госдолга тогда был вице-губернатор Владимир Иванов. Он считал, что увеличение госдолга необходимо во время спадов в экономике, чтобы не заморозить инвестиционно-инновационную деятельность. Любая остановка в поддержке промышленности, в строительстве объектов социальной сферы, приведет к отложенному обрушению экономики. И потом все равно придется наращивать госдолг, но уже в большем объеме. Это что-то вроде сглаживания импульсов. Конечно, это работает только тогда, когда кредиты берут на развитие, а не на содержание и проедание. Кроме того, выгодно кредитование по низким процентным ставкам, когда они существенно ниже инфляции в строительстве. Надо отметить, что губернатора Шанцева довольно резко критиковали за госдолг. Эту проблему Москва политизировала, когда пришло время замены губернатора.

Когда губернатором стал Глеб Никитин, то его хвалили за то, что он в 2018 – 2019 годах уменьшил госдолг в процентах с 63,5% до 53,3%. В 2018 году собственно госдолг в абсолютных величинах был уменьшен всего на 1 млрд рублей, а в 2019 году – на 9,8 млрд. И долг Нижегородской области составил около 65 млрд рублей. И вот в июне 2021 года губернатор Глеб Никитин в интервью Алексею Венедиктову на “Эхе Москвы” сообщил, что сейчас бы он по-другому вел финансово-бюджетную политику, которая была в 2018 – 2019 годах. В эти два года хорошо росли как налоговые, так и неналоговые доходы регионального бюджета. Губернатор считал, что период подъема будет долгим. И вместо того, чтобы дополнительные средства тратить на развитие, частично закрывал ими госдолг. Выяснилось, что он слишком оптимистично смотрел в будущее. Вдруг возник ковид, и программу развития, которую он частично откладывал, пришлось реализовывать в более сложных условиях. Это стало уроком для Глеба Никитина. Он может быть сформулирован примерно так: надо всегда иметь в виду, что ситуация может измениться к худшему. И когда все хорошо, и есть дополнительные доходы, их надо направлять на решение самых важных задач, которые дадут экономический эффект. В те проекты, в которые веришь, надо направлять средства, как можно раньше.

По сути дела, это то, за что бился в свое время вице-губернатор Владимир Иванов. И в 2020 – 2021 годах мы увидели другую финансовую политику губернатора Глеба Никитина. И госдолг начал расти, как при Иванове. На 1 января 2021 года он составлял 85,5 млрд рублей, а за год вырос еще на 19,1 млрд рублей. При этом важно отметить, что у Нижегородской области качественная структура долга: 54,9 млрд – федеральные бюджетные кредиты с очень низкой процентной ставкой и 49,6 млрд – государственные ценные бумаги. Кредитов коммерческих банков в структуре госдолга нет. Надо полагать, что по расчетам финансово-экономического блока регионального правительства в среднесрочной перспективе будет рост доходов бюджета. Поэтому, больших рисков правительство Нижегородской области в таком росте госдолга не видит. Это уже стиль не технократа, но хозяйственника.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх