На кого работает ГЖИ?

Почему жильцы проигрывают коммунальные битвы

17 апреля 2024

За 25 лет своего существования Государственная Жилищная Инспекция Нижегородской области так и не стала надежной защитой населения от нарушений со стороны домоуправляющих компаний. Не вписалась ли ГЖИ в систему на стороне крупных ДУКов, отыгрываясь лишь на мелких управляющих компаниях?

Мы только и слышим от руководства ГЖИ, что к ним обращаются ежегодно с десятками тысяч жалоб. Получается, что чем дальше, особенно с активизацией населения в соцсетях, тем больше ГЖИ превращается в “отдел вопросов и ответов”. Схема работы становится примерно такой: на каждые 100 – 200 жалоб делается 1 предостережение в адрес жилищной или коммунальной организации, на 500 – 1000 жалоб выписывается 1 предписание, а еще реже накладывается административный штраф на тех, кто совсем уж не потрудился договориться с инспекторами по-хорошему, или кто просто бросил обслуживание дома.

Если это все, чего удалось достичь за 25 лет развития, то мы можем все друг друга поздравить: в ЖКХ так ничего нормально работать не будет. Тем более, что ГЖИ, как и любая другая властная структура, дает ответ на обращение жителя в течении месяца. Пока на жалобу об уборке снега придет ответ, уже весна будет в разгаре. Якобы на сообщения в соцсетях реакция быстрее, но мы думаем, что только если разгневанный горожанин сообразил написать о своих проблемах губернатору, а тот переслал это сообщение с поручением разобраться в ГЖИ.

Недавно услышал, что Жилинспекция начиналась с отдела в администрации Нижнего Новгорода численностью в 5 человек. Сейчас это разветвленная структура регионального подчинения. Орган исполнительной власти, в котором 15 отделов, в 9 муниципалитетах территориальные отделения. Появилось много новых функций, все больше и больше обращений. ГЖИ в них, похоже, тонет уже. А не стало ли самоцелью инспекторов дать бюрократический ответ на обращение жителя? При этом, ГЖИ еще и придумывают себе работу. Например, Госжилинспекция вместе с Центром Управления Регионом уже года два пытается разрабатывать рейтинг домоуправляющих компаний.

“Перспективная идея” родилась в 2022 году. Первый опыт по рейтингу пришелся на 2023 год. Населению этот проект как-то не зашел. В нем участвовали примерно 3 тысячи нижегородцев. Это просто мизер, если учесть, что всего ДУКов, больших и маленьких, в регионе более трехсот, а в Нижнем Новгороде полторы сотни. Что-то это не похоже на “народный рейтинг”. Тем не менее, рейтинг продолжают продвигать. Его будут делать по каждому муниципалитету, в режиме “светофора”: “зеленый” цвет для хороших управляющих компаний, “желтый” для середнячка, “красный” – для плохих. Вот только как сменить плохую домоуправляющую компанию на хорошую? Для ГЖИ все просто: надо собрать общее собрание жителей и принять решение.

А на самом деле, сменить ДУК очень сложно. На этот рынок не ворваться. Все домоуправляющие компании говорят об убытках, неплатежах жителей и требованиях со стороны ГЖИ, но никто свои дома просто так не отдает. Вот и хочется спросить ГЖИ и муниципальные власти: сколько многоквартирных домов сменили, например, в 2023 году домоуправляющую компанию? Какой процент домов смог это сделать в ожесточенной борьбе, где нередки угрозы и даже насилие в отношении жилищных активистов? Никто почему-то об этом не рапортует на весь белый свет: мол, у нас жители уходят от плохих ДУКов на раз-два, реформа управления жилым фондом реально действует! Нет такого явления почему-то.

Зато известно, что более половины жителей хотели бы сменить ДУК и чуть ли не 80% собственников жилья недовольны работой управляющих компаний. Получается, что только в ГЖИ не знают о том, что рынка управления МКД не существует. Хотели конкуренции и улучшения услуг, а также клиентоориентированности и максимальной отдачи с точки зрения обратной связи с жильцами, но всего этого не получилось. ГЖИ, конечно, тут не при чем. Везде, где есть реальные интересы жителей, там ГЖИ не при делах. Например, нет прозрачности в работе ДУКов. Есть требования по раскрытию отчетов, но их никто не читает. Неизвестна норма прибыли в системе ЖКХ, сколько денег с одного дома получает управляющая компания и что реально ни эти средства было сделано.

У жильцов нет рычагов давления на ДУКи, поэтому те злоупотребляют своим правом, не боясь ГЖИ. Чем обусловлены конфликты между жильцами и УК? Собственники жилья не имеют полной информации об общедомовом имуществе в МКД. Они не знают, какие работы должны выполняться для поддержания надлежащего состояния конструкций и инженерных сетей МКД. Источником конфликтов являются и нежилые площади коммерческого использования в МКД. Тайна за семью печатями для жителей – это учет потребления коммунальных ресурсов и распределение расходов. У жителей даже нет помещений для органов управления в МКД, где люди могли бы обсудить ситуацию, которая сложилась в их доме. Жители имеют весьма приблизительное представление о доме, в котором живут десятки лет. Поэтому, психология жильца такая: “моя квартира – это моя крепость”, а все остальное мне неинтересно, я плачу и не приставайте ко мне с вопросами по общедомовому имуществу. Как следствие, сложившаяся точка зрения: у ДУКов много прав, они имеют опытных юристов, нанятых на деньги жильцов, у них большая практика по работе в судах и связи в судебной системе, а у собственников жилья мало прав, юристов у них нет, в суды идти против ДУКов они боятся из-за отсутствия опыта. ГЖИ готова в судах помогать собственникам жилья?

ГЖИ – слабая структура. Поэтому многое сводится к профилактической работе с руководителями домоуправляющих компаний, особенно если они крупные. Для ДУКов это только признак слабости. Став громоздкой структурой, Жилинспекция не имеет авторитета у жителей. Считается, что ГЖИ в ЖКХ реально ничего не решает. Понятно, что в такой ситуации ДУКи творят все, что хотят.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх