Какие выводы можно сделать из прошедших губернаторских выборов в 14 регионах, держа в уме, что у нас это мероприятие состоится через год? Давайте, вспомним, что по Нижегородской области всегда высчитывали средние результаты выборов и явку на федеральных кампаниях. Значит, результат действующего губернатора Глеба Никитина должен быть более 70% при явке за 40% из-за трехдневного голосования и ДЭГ.
Выборы глав регионов носят референдумный характер, но уже не только по губернатору, но и по Президенту и СВО. Это дало дополнительные проценты поддержки прокремлевским кандидатам в главы субъектов Федерации. Да и некоторое увеличение явки тоже. От региональной повестки зависимость губернаторских выборов стала заметно меньше. Внутренняя политика замещена внешней примерно так же, как Макдональдс заменен на “Вкусно и точка”. Многих это устраивает, они проголосовали за нынешнюю власть в широком смысле и ее политику. На фоне СВО для них в негатив не пошли ни рост цен с падением уровня жизни, ни лесные пожары, ни санкции и изоляция со всеми их последствиями. Но часть населения это воспринимает отрицательно. Большинство из них на выборы не пришли. Протест загнан внутрь. Понятно, что проценты поддержки губернаторов не отражают социально-политическую реальность. В Тамбове “коммунизм” при Максиме Егорове вряд ли наступил. Это некая “параллельная реальность”. Но “с волками жить – по волчьи выть”. С ней надо считаться губернаторам, которые переизбираются в 2023 году, иначе политологи заклюют. Поэтому Глебу Никитину действительно нужно будет в 2023 году по итогам выборов держаться “золотой середины”. Ему не надо запредельных процентов для уверенного старта в работе. Цифры процентов “за” и явки все-таки имеют краткосрочное значение. На легитимность они не влияют. Кроме политических аналитиков о них потом никто не станет вспоминать. Разве что поставят лидерам, у которых более 80% голосов, в упрек то, как быстро у них снизится рейтинг и увеличится антирейтинг.
Очевидно, что задача Глеба Никитина состоит в том, чтобы за год до выборов сделать оптимальной политическую расстановку внутри региона. Выстроить под себя удобную властную конфигурацию, увеличив управляемость во внутриполитической работе. Чтобы в муниципалитетах активно проголосовали. Это уже делается при создании Регионального совета. Все остальное у нижегородского губернатора в норме. Он идет на свой второй пятилетний срок и запроса на обновление в регионе нет. Усталости электората в его отношении тоже нет. Действующий губернатор вышел на пики известности и рейтинга.
Политтехнологи по итогам выборов 2022 года уже вывели новую версию “Губернатор 3.0.”. Это улучшенная модель “технократа”, имеющего черты политика, который умеет понимать запросы населения и правильно реагировать на них. Никитину это вполне свойственно. Я бы добавил, что внутри нижегородской бюрократической вертикали есть запрос на усиление политических позиций губернатора перед выдвижением на новый губернаторский срок, чтобы прекратились так называемыми экспертами противопоставления Ростеха и Росатома. Некоторые еще здесь играют на этом или поклоняются сразу двум “богам”. В общем, есть все предпосылки для спокойной выборной кампании, что в стилистике Глеба Никитина.
Что важнее: проценты “за” или явка? Мы привыкли к тому, что с явкой в Нижегородской области туго. А тут еще “правила игры” таковы, что большинству горожан выборы совсем не интересны. И даже ДЭГ не в помощь многим проголосовать. Федеральная повестка стала намного зрелищнее региональной, а муниципальная вообще ни о чем. Обывателю скучны областные и местные новости. Когда-то были довольно унылые региональные ток-шоу, сейчас и их нет. Общество сегодня явно слабее властной бюрократии и элиты, оно не верит в то, что может своими голосами на что-то повлиять. Результаты голосования за губернаторов зашкаливают, их называют прогнозируемыми, но все считают, что они не отражают настроение народа. Но люди стали бы голосовать, если бы было в глобальном смысле за что, и была бы понятная и реальная цель. Нет того интереса, который нужно защищать. Москва прислала работоспособного губернатора. Все решила сама за население.
Тем не менее, все не так плохо может сложиться по явке в крупных городах региона. Например, в последние годы Нижний Новгород голосовал неактивно, но сейчас губернатор может рассчитывать на усиление поддержки в областном центре. Нижний Новгород (Горький) – это один из центров военно-промышленного комплекса страны. Здесь всегда были довольно сильные милитаристские настроения. Город был “закрытым” и во многом работал на оборону страны. Многие нижегородцы помнят, что деиндустриализация произошла с переходом от производства высокотехнологичных вооружений на производство кастрюль. Арзамас и Дзержинск тоже сориентированы исторически на ВПК. В 2022 году население убедили в том, что те, кто за СВО, должны проголосовать за власть. Это понизило результаты КПРФ, ЛДПР и СРЗП. Возможно, то же самое будет в 2023 году независимо от хода СВО. Однако не следует забывать, что Нижегородская область еще 17 – 20 лет назад входила в так называемый “красный пояс”, и за КПРФ тут голосовали больше, чем в среднем по стране. Реформатор Борис Немцов ничего не смог с этим поделать. Бывший губернатор Валерий Шанцев во многом переломил этот тренд. Он говорил первому секретарю обкома КПРФ Николаю Рябову, что сам больший коммунист, чем тот. Кстати, мэр Москвы Юрий Лужков взял Валерия Шанцева вице-мэром, как представителя КПРФ. Сейчас современный губернатор доделывает эту работу. Назад перестали оглядываться.
Для власти сейчас удобное время. Что бы сейчас не провозглашали федеральные и региональные лидеры КПРФ, ЛДПР и СРЗП, это не воспринимается. В силу и возможности КПРФ уже не верят. Лидера ЛДПР Владимира Жириновского больше нет, и власть сама держит на плаву его партию. СРЗП вновь требуется “допинг” в виде объединения с кем-нибудь. Эффект от последнего объединения уже закончился, партия вновь балансирует около 5% поддержки. Для тех, кто против милитаризма, создали лояльный к власти партийный проект “Новые люди”. Системные партии слабы, как никогда. Однако не по дням, а по часам растет непартийная политическая сила “рассерженные патриоты”. Одним из их лидеров видят писателя-милитариста Захара Прилепина. Возможно, “рассерженные патриоты” попытаются проявить себя через год как раз в Нижегородской области, и им это разрешат. Наш регион для многих вновь стал интересной и перспективной площадкой.
В Администрации президента за внутреннюю политику отвечают, в том числе, выходцы из Нижнего Новгорода. Это гарантирует, что здесь будут использоваться самые современные и интересные технологии. Мы уже видели их в этом году на Сахалине и в Тамбовской области, где губернаторами работают выходцы из Нижегородской области. Значит, и в самом Нижнем Новгороде в 2023 году скучно не будет.