Директор в квадрате

Илья Халтурин возглавил две компании

23 декабря 2022

Генеральный директор “Теплоэнерго” Илья Халтурин назначен генеральным директором “Нижегородского Водоканала”. Он теперь “директор в квадрате”. Так начался первый этап объединения двух нижегородский ресурсоснабжающих организаций.

Илья Халтурин еще 1 декабря должен был возглавить помимо “Теплоэнерго” еще и “Нижегородский Водоканал”. Далее 1 апреля 2023 года “Теплоэнерго” рекомендовано заключить договор управления в отношении водоканала. А к 31 декабря должно завершиться слияние “Теплоэнерго” и “Нижегородского Водоканала”, которое больше похоже на поглощение. Будем считать его “дружеским”, так как собственник у двух ресурсоснабжающих структур общий – администрация Нижнего Новгорода – и он не против объединения. Надо прямо сказать, что по вопросу этой интеграции полно скептиков. Но вряд ли сейчас нужно нервничать. Есть план объединения, но он носит, скорее рекомендательный характер. Если что-то будет не получаться, то до конца 2023 года можно будет отыграть назад. Пока у двух юридических лиц только общий руководитель.

Для частных структур такая практика, когда одно лицо возглавляет две и более компании – это вообще обычное дело. Для муниципальных компаний это встречается редко. Но ничего необычного тут нет. Самое интересное, как могут взаимодействовать две крупных компании под единым руководством. Понятно, что “Теплоэнерго” и “Нижегородский Водоканал” могут связывать рабочие отношения. Очевидно, что документы по сделкам между ними будет заверять Халтурин. Юристы и суды считают это нормальным. Это считается сделкой двух компаний. “Теплоэнерго” и “Нижегородский Водоканал” после назначения Ильи Халтурина их генеральным директором можно считать зависимыми друг от друга компаниями. Отношения между ними будут влиять на условия и результаты их работы. Видимо, в этом и есть цель первого этапа объединения “ТЭ” и “НВ”. Единственный негатив такой зависимости в том, что налоговики особо будут контролировать цены сделок между “Теплоэнерго” и “Нижегородским Водоканалом”, чтобы они не занизили свою налогооблагаемую базу таким образом. В общем, налоговики будут следить за тем, чтобы цены работ, услуг, товаров при сделках между ними были рыночными. Если они будут намного ниже, то будут доначисляться налоги и пени.

Судя по тому, что с 1 апреля должен быть составлен договор управления со стороны “Теплоэнерго” над “Нижегородским Водоканалом”, речь идет не о слиянии, а о поглощении. Слияние заключается в том, что два или несколько юридических лиц прекращают свою хозяйственную деятельность в качестве отдельных компаний и объединяются в более крупное единое юрлицо. При этом права и обязанности компаний переходят к созданному юридическому лицу. Например, вместе с имуществом к нему переходят и задолженности. Здесь мы видим другой вариант объединения, который больше похож на поглощение. И в случае слияния, и в случае поглощения речь идет об увеличении капитала, ресурсов и других важных показателей эффективности бизнеса. Цель в увеличении прибыли, а мотив – синергетический эффект. Для начала между “Теплоэнерго” и “Нижегородским Водоканалом” идет объединение по управленческой линии, но есть и другие факторы. Возможность получения дополнительных скидок у поставщиков на ресурсы вследствие увеличения объемов закупок. Может быть совместная деятельность в сфере новых разработок, требующих объединения финансовых и интеллектуальных ресурсов. Возможно, использование взаимодополняющих ресурсов для повышения результатов деятельности. Можно получить более выгодные условия для кредитования. Есть мотивы и несвязанные с экономией денег. Например, повышение стоимости акций, повышение имиджа. В нашем случае, “Теплоэнерго” должно вытащить “Нижегородский Водоканал” из системного кризиса.

Это делается за счет установления полного контроля “Теплоэнерго” над “Нижегородским Водоканалом”. Такой подход базируется на том, что денежная выручка и размеры оборотных средств у ТЭ на порядок больше, чем у НВ. В бизнесе поглощение происходит обычно посредством выкупа части уставного капитала поглощаемой компании. Здесь у нас, как уже отмечалось, будет составлен договор управления. Данное поглощение отчасти вертикальное, потому что ТЭ получает воду от НВ, но в то же время его можно назвать реорганизацией, потому что соединяются компании с разными видами деятельности. Однако в силу схожести некоторых технологических процессов, например, и там, и там, транспортировка воды от поставщика к одним и тем же потребителям, управленческие процессы имеют много общего.

Вся критика объединения “Теплоэнерго” и “Нижегородского Водоканала” несостоятельна из-за того, что у них во многом совпадают потребители, которые платят за эти услуги одинаковым образом, параллельно и в одном месте. Это с одной стороны. С другой стороны, у этих компаний нет принципиально разных идеологий, скорее, у них они похожие. И задачи ставятся схожие. Например, уменьшение износа сетей путем их ремонта и замены. Здесь мы видим взаимовыгодный характер объединения. Естественный монополист “Нижегородский Водоканал” получает необходимый финансовый ресурс для развития, а “Теплоэнерго” становится сильнее в конкурентной борьбе за счет того, что в составе компании появляется естественный монополист. Если объединенная компания изберет правильную стратегию развития, то Нижний Новгород и его жители от этого только выиграют.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх