Как говорил в таких случаях один мудрый человек: “Типичная правовая неграмотность!”. В общем, до сих пор у меня есть сомнения в юридической чистоте предъявленных обвинений экс-генеральному директору Арзамасского приборостроительного завода Олегу Лавричеву. Поделюсь тем, что мне кажется неубедительным.
Олег Лавричев и Игорь Ашурбейли (справа).
Фото с сайта холдинга “Социум-А”
Для начала выражу удивление тому, что некоторые информационные ресурсы очень жестко настроены в отношении бывшего гендиректора АПЗ Олега Лавричева. Если он им когда-то сделал больно, то нет вопросов. А если это, так сказать, “классовая ненависть” к расхитителям государственной собственности, то она не очень понятна. Я и сам много раз отмечал, что Лавричев в Арзамасе стал “хозяином города” не на свои деньги, а на заводские. И я всегда считал, что неправильно через кассу АПЗ делать себе шикарный имидж.
Но если обратиться к тому, что писали СМИ, то АПЗ был до 2022 года частным, а не государственным. Еще при генеральном директоре Юрии Старцеве завод был частным. А потом в 2007 году его купил крупный предприниматель, председатель совета директоров холдинга “Социум” Игорь Ашурбейли и поставил гендиректором Олега Лавричева. Как писали СМИ, в АПЗ был пакет акций “Концерна ВКО Алмаз-Антей” в размере 20%. Но основными акционерами арзамасского приборостроительного завода были частники. Так что если Лавричев и пользовался в своих целях возможностями АПЗ, то он “обезжиривал” в первую очередь частников, а не государство. Мы ведь не знаем, какие там были отношения внутри. Могло быть так, что Лавричев перед уходом из гендиректоров АПЗ, например, попросил Игоря Ашурбейли о средствах на маммографы ради благотворительности, а тот дал согласие? Могло.
Сейчас некоторые СМИ говорят, что есть новое уголовное дело за действия Лавричева в 2015 году, когда несколько многоквартирных домов были проданы за копейки некоему ООО “Зодчие-НН”, а потом оказалось, что за этим ООО стоял сам Лавричев. Потом дома были перепроданы с хорошей выгодой. Мы же опять – таки не знаем, может Лавричев все согласовал с основным владельцем?
И вот в 2024 году, как я понял, именно государство вдруг предъявляет Лавричеву за маммографы, а потом и за многоквартирные дома. Но ведь тогда государство не контролировало АПЗ. Только в 2022 году государство взяло АПЗ под свой полный контроль. То есть, Лавричев, как гендиректор, имел дело с частной собственностью, а сейчас с него спрашивает государство как бы за свою собственность. В фильме “Мастер и Маргарита” задают вопрос: “Вы лицо официальное?” Ответ был великолепен: “Что такое официальное лицо или неофициальное? Все это зависит от того, с какой точки зрения смотреть на предмет, все это, Никанор Иванович, условно и зыбко. Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное. А бывает и наоборот, Никанор Иванович. И еще как бывает!”. Вот и тут все оказалось все зыбко и условно. Насколько легитимно государству выставлять Лавричеву счет за действия в 2015 году и в 2019 году? У меня нет полной уверенности в том, что все правильно. Я бы просто не торопился с пресловутым общественным гневом. Посмотрим, что в итоге выкатит против него следствие и какие показания дадут такие фигуры, как Ашурбейли.
Олег Лавричев более десяти лет возглавлял АПЗ, многое сделал для обороноспособности страны. Ну, похоже, немного “обнес” частных собственников завода, что еще не доказано. И эти материальные ресурсы не попали к государству в 2022 году при покупке предприятия. Что, кстати, тоже не факт. Сейчас у Ашурбейли не самые лучшие отношения с государством. Возможно, его наказать по каким-то причинам не получается, и пока отыгрываются на его ставленнике Лавричеве. А Ашурбейли и хотел бы, да ничем ему помочь не в состоянии.
Оценивая положение Лавричева по совокупности всех обстоятельств, для него самый оптимальный выход не в том, что следствие во всем разберется, а искать пути уйти на СВО. Сейчас содержащимся в СИЗО вроде бы активно предлагают службу в зоне специальной военной операции. Приглашаются физически здоровые фигуранты уголовных дел от 18 до 65 лет. В силу своего опыта Лавричев вполне мог бы заниматься работой с местным населением, чтобы оно было лояльно России. Лавричев родился в Николаеве, так что практически свой для местных, умеет агитировать. Работа, кстати, довольно опасная. Мне кажется, что это было бы достойным выходом из сложной жизненной ситуации, в которой экс-директор АПЗ оказался на седьмом десятке лет.