Яркость в дефиците

Куда подевались интересные кандидаты?

Эксперты ожидают скучных выборов губернатора Нижегородской области. Высказывается точка зрения, что земля нижегородская оскудела на яркие личности. Есть и другое мнение. Мол, подходы к губернаторскому креслу охраняются тремя рядами автоматчиков. Зачем же так грубо? Достаточно одного ряда юристов.

Почему нет ярких личностей в нижегородской (и не только) политике? Потому что отменена конкуренция. Она считается по нынешнем временам слишком затратной. Из лучших побуждений демократические процессы заменили их имитацией. И яркие люди видят, что в политике им себя не реализовать. А чтобы население не протестовало, ему дают тех губернаторов, которых оно хотело бы видеть. Так происходило и в нашем регионе. Нижегородские элиты передрались между собой и отторгли местного Геннадия Ходырева. Тогда Администрация президента прислала вице-мэра Москвы Валерия Шанцева. Тот доработал до 70-летнего возраста. И когда он всех утомил своей кондовостью, ему на замену прислали молодого, современного руководителя нового типа 40-летнего Глеба Никитина. В общем, все по науке. И, мол, не надо никакой конкуренции. Дескать, вы сами видите, куда заводит рафинированная западная демократия. У нас кадровый отбор получше будет, чем у них.

А как все красиво начиналось в конце 1980-ых – начале 1990-ых годов. Это была настоящая “революция”. В Советы всех уровней хлынула огромная масса людей, которых ранее не было и не могло быть в коммунистической публичной политике, тем более, что ее и не было, как таковой. Например, в Горьковском областном Совете образца 1990 года было 255 человек, но свободных мест не оказалось. Все места заняли. Только в 1993 году все это стало “устаканиваться”. В ЗСНО первого созыва уже было только 45 человек. Из “первой волны” демократов были губернатор Борис Немцов, несколько кандидатов в губернаторы, мэры Нижнего Новгорода Дмитрий Бедняков, Андрей Климентьев, Юрий Лебедев, Вадим Булавинов. Дальше таких массовых “волн” уже, конечно, не было. Поэтому, меньше было из этих “волн” и претендентов на губернаторский пост. Ступенькой к губернаторству были прямые выборы мэра Нижнего Новгорода. Их отмена тоже повлияла на процесс “выращивания в пробирке” будущих губернаторов. Крайне негативную роль в этом процессе сыграл и перерыв в прямых губернаторских выборах. В Нижегородской области он длился 13 лет с 2001 года по 2014-ый. Можно сказать, что выпало целое поколение политиков, которые могли бы баллотироваться в губернаторы. Все это не способствовало появлению ярких личностей в политике.

С появлением партии “Единая Россия” начался период активного партстроительства. С партиями не все оказалось так просто. Не все неординарные личности вмещались в их “прокрустово ложе”. Помнится, скандально известный бизнесмен Андрей Климентьев попытался избраться в ЗСНО-2006 через партию “Родина”. Ничего не получилось. Каких-то экстравагантных личностей ни одна партия не принимала в свои ряды. Каких-то принимала, но потом они сами уходили. Кто-то не хотели связывать себя с партиями, считая, что им на всю оставшуюся жизнь хватило КПСС. Были и случаи, когда кто-то, сменив несколько партий, наконец-то находил подходящую. В целом, партийная система резко ограничила конкуренцию за счет того, что Администрация президента фактически согласовывала всех кандидатов в губернаторы не только от ЕР, но и от КПРФ, ЛДПР и СР. Сами эти партии тоже согласовывали кандидатов в губернаторы от подчиненных им НРО. Итак, появились партийный и АПэшный фильтры. А потом юристы придумали еще и муниципальный фильтр. Как через эти фильтры прорваться к губернаторству? Никак. Вот ни какой-нибудь оппозиционер, а лояльный к власти Александр Хинштейн, многократный депутат Госдумы от “Единой России”, 20 лет мечтает стать губернатором Нижегородской или Самарской областей. Но даже в праймериз ни разу не участвовал.

А сколько потенциальных кандидатов в губернаторы остановили на дальних подступах? Кого-то репрессиями, кого-то установками, что “бизнеса во власти” быть не должно. А ведь в 2010 году губернатор Валерий Шанцев провозгласил в Нижнем Новгороде “власть бизнеса”. Как следствие, одних ярких личностей уж нет, а те далече. Да, есть сейчас дефицит ярких личностей, так не бездонное же их количество. Они – штучный товар. Много мест в региональных правительствах занимают “варяги”. У них нет обязательных целей стать губернаторами именно здесь. Это тоже снижает количество тех местных, кто мог бы добраться до губернаторства в Нижегородской области.

В итоге что получилось? Практически любой кандидат от “Единой России” это безоговорочный фаворит на губернаторских выборах. А самая яркая личность от другой партии либо не будет зарегистрирована, либо наберет мизер голосов. А если вдруг система даст случайный сбой, то нежданного победителя либо арестуют, либо создадут такие условия для работы, что на второй срок его не переизберут. И какой смысл побеждать на губернаторских выборах вопреки системе? Свою яркость в наше время лучше маскировать под технократичностью согласно политической моде от “кутюрье” Сергея Кириенко. Губернаторство сейчас не для ярких личностей. В политике им пока делать нечего. А раз нет спроса, то и предложения не будет.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх