Тема нефункционирующих очистных сооружений, построенных по федеральной программе “Оздоровление реки Волги”, продолжает развиваться. К сожалению, есть полное впечатление, что комиссия депутата Госдумы Жанны Рябцевой оторвана от реальности. Что же надо сделать, чтобы построенные очистные сооружения работали, а не простаивали? А все очень просто: Рябцевой с коллегами надо просто лучше работать и внести изменения в законодательство. А то опять крайними остаются муниципалитеты, отвечающие за работу очистных.
Фото из телеграм-канала депутата Жанны Рябцевой
Комиссия депутата Госдумы Жанны Рябцевой проверила очистные в поселке Васильсурск Воротынского округа и обнаружила, что они какое-то время работали, а потом их отключили. Рябцева недоумевает: зачем их вообще построили? Известно, что Васильсурск является для Нижегородской области знаковым и историческим местом. И была задумка к 500-летию Васильсурска привести его в порядок. В том числе, построить там современные очистные сооружения и сократить сброс вредных веществ в Волгу в 100 раз. Очистные сооружения по плану включают в себя блоки химической и механической очистки, а также ультрафиолетовое обеззараживание сточных вод. При этом учитывалось, что в Васильсурске насчитывается примерно 700 домовладений, в поселке постоянно проживает чуть более 1 тысячи человек. А летом население увеличивается примерно в два раза за счет дачников. Очистные дали возможность всем жителям подключиться к новой системе канализации, ведь старая канализационная система была построена в 1980-ых годах и сильно износилась. Фактически, очистка стоков не проводилась. К канализации были присоединены только инфраструктурные объекты, а жилые дома – нет. Местные жители пользовались выгребными ямами, откачивали их подрядчики из Марий Эл. Это было недешево.
Когда шло строительство очистных сооружений, жителям поселка объясняли, что подключение к новому коллектору будет стоит в пределах нескольких тысяч рублей. Это лишь чуть дороже, чем вызов машины и вывоз отходов. Подключение – это разовый платеж. А тариф на обслуживание это примерно 100 рублей на семью в месяц.
Но уже на стадии строительства очистных сооружений не все жители Васильсурска хотели подключаться к канализации. Были надежды на то, что после запуска системы число желающих увеличится. Видимо, это не произошло по каким-то причинам. Надо бы еще раз посмотреть на стоимость услуги. Возможно, она оказалась дороже. Как бы то ни было, по данным комиссии депутата Госдумы Жанны Рябцевой, при мощности новых очистных в 200 кубических метров в сутки очистка проводилась 10 кубов. То есть 5% от плановой мощности довольно- аки малых очистных. Подключились к канализации только 30 человек. Очевидно, что экономика очистных сооружений при такой загрузке очень плохая. И не мудрено, что систему отключили через год работы.
Когда Жанна Рябцева только приступала к внеплановой проверке в отношении объектов проекта “Оздоровление реки Волги”, она говорила о том, что будет вносить корректировки в законодательную базу. Какие? Удивляет то, что жители сами решают: подключаться или нет к канализации? И в результате при двух тысячах жителей поселка подключены, как указывалось, только 30 человек. Конечно, в таких обстоятельствах ни одни очистные работать не будут. Возможно, все домовладения надо обязывать законодательно подключаться к централизованной канализации. Есть же система, когда все домовладения платят за вывоз мусора даже если на выходе мусора вообще нет, так как в доме никто не проживает. Тогда и очистные не станут отключать, они будут функционировать. А сейчас почти никто не подключился, деньги на строительство очистных потрачены, а снижения загрязнения Волги от жизнедеятельности поселка в 100 раз не выполняется.
Какое-то у нас очень либеральное законодательство в сфере экологии. Наверное, Рябцевой надо над этим подумать в первую очередь. Возможно, я не прав, но корень зла видится как раз в законодательстве, за которое отвечает Госдума и профильный комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, где Жанна Рябцева является заместителем председателя.