Поговорим о цифрах и масштабах строительства жилья в Нижнем Новгороде и регионе. Федеральный министр строительства Якушев назвал Нижегородскую область одним из драйверов жилищного строительства в России. Но так ли это?
Действительно, по данным Нижегородстата в Нижегородской области по итогам 2019 года было построено 1,409 млн кв. м жилья, что на 4,3% больше по сравнению с предыдущим годом. Но в Нижнем Новгороде за год в эксплуатацию ввели 363,8 тыс. кв. м жилья, или четверть (25,8%) от всего построенного в регионе жилья (при этом, в Нижнем Новгороде проживает 39,1% всего населения области). Объем строительства снизился на 7,2% по сравнению с предыдущим годом. А тот был гораздо хуже, чем 2017-й. Попробуем разобраться, как же так происходит, что жилья на душу населения вводится по официальным данным в Ардатове или Шаранге больше, чем в Нижнем Новгороде.
Первая причина – это крайне низкие показатели ввода жилья в городе. Синонимы «катастрофические», «позорно низкие» тоже подойдут. Это худшие показатели среди всех городов-миллионников и целого ряда крупных городов вообще (типа Тюмени). Это также одни из худших показателей за весь XXI век. Последний раз такие цифры ввода были в 2010 году (последствия финансового кризиса 2008 – 2009 гг) и в 2004-2005-х. Для сравнения: в последний «предпановский» 2017 год ввод жилья составил 506 тыс. кв. м., в «сорокинский» 2014 – 803 тыс. кв. м. А ведь каждые 100 тыс. кв м жилья – это более 2000 семей, улучшивших свои жилищные условия. Малое количество квадратных метров – это высокие цены за худшее качество. Развитие жилищного строительства, снижение процентов по ипотеке, повышение рождаемости – эти федеральные тренды вообще не про нас.
Нижегородское строительное «античудо» имеет своих конкретных героев, двух начальников – одного городского по фамилии Панов, второго – профильного замгубернатора Морозова, а также их подчиненных. Они поименованы нами не только из-за того, что создание условия для развития жилищного строительства входит в их прямые обязанности. И не из-за разных слов о моратории на жилищное строительство в стиле «Город уже практически застроен» и «Когда у застройщиков закончатся площадки, тогда они придут к нам». Кроме слов были и действия, а также деятельные бездействия, да простят нас читатели за каламбур.
Прежде всего, это двухлетний запрет на получение новых муниципальных или областных земельных участков застройщиками. С конца 2017 года и по сегодняшний день не заключено ни одного договора ни с одним инвестором-застройщиком. Ни по свободной земле, ни по РЗТ. Такого не было ни при одном мэре, ни при одном губернаторе. Мы не знаем ни одного города в Российской Федерации, где бы подобное могло происходить. О соответствии подобных действий законодательству или федеральным проектам о повышении доступности жилья даже не будем упоминать.
В цифрах – более 1 млн кв м жилья потерял (потеряет) город Нижний Новгород в результате действий этих эффективных начальников. Дом нужно минимум год строить, да столько же почти проектировать и согласовывать. Таким образом, даже если случится запланированное, и в марте 2020 года произойдут кадровые изменения, то первые дома будут построены не ранее 2022 года.
Эти 2 года совсем не строились и дома для расселения аварийного фонда. В результате застройщики были вынуждены не заниматься реализацией своих инвестиционных проектов где-нибудь в Ленинском или Автозаводском районах, а скупать всевозможные частные пустыри и неудобицы. Разваливающиеся ветхие дома и грядущие конфликты с жителями как следствие уплотнительной застройки или экологических проблем – также результат нижегородской «двухлетки эффективности».
Не будем здесь повторяться про бюрократизм с получением разрешений на благоустройство, мученья с утверждением ППМТ, «ноу-хау» с использованием общественников-«градозащитников». Все это вместе и каждое событие в отдельности характеризует тот «инвестиционный климат», в котором вынуждены работать в Нижнем Новгороде немногие оставшиеся инвесторы.
«Хит сезона» 2020 года – необходимость заново застройщикам получать градпланы на земельные участки, если они были получены до 1 января 2017 года (а таких в Нижнем Новгороде большинство!). Во всей Российской Федерации этого можно не делать еще минимум 3 года, а у нас – будьте добры к чиновникам на поклон. Если это областное постановление, принятое еще при Шанцеве, не будет отменено, то все это приведет к десяткам скандальных ситуаций и минимум на полгода затормозит любой инвестиционный проект. «Подумаешь», – скажут некоторые. Застройщики, мол, и так зажрались. Тем более в области наблюдается строительный бум. О сохранившихся застройщиков мы расскажем в будущем в «районных очерках». А про «бум» расскажем здесь.
Статистика учитывает 1,4 млн. кв. м жилья как сумму введенного многоквартирного жилья (МКД) и индивидуального, частного (ИЖС). Например, из 363,8 тыс. кв. м. в Нижнем Новгороде – более 320 тыс. кв. м МКД. Это 88% всего введенного жилья, и мы видим эти дома в реальности, каждый из них получает разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, почтовый адрес. Проекты данных домов проходят экспертизу, за их строительством осуществляется государственный строительный надзор.
В Нижегородской области ситуация обратная. Там 80% жилья строится (реконструируется) физическими лицами для своих нужд, за свой счет, без какого-либо участия государства. В целом по области в 2019 году это 818 тыс. кв. м. жилья, по данным Нижегородстата. Давайте проанализируем, сколько МКД вводится в других муниципальных образованиях за исключением Нижнего Новгорода. По цифрам статистики получается около 220 тыс. кв. м. То есть в Дзержинске, Сарове, Бору, длинной полосе от Афонино до Новинок, во всех 39 районах и 12 городах областного подчинения введено меньше МКД, чем в одном Нижнем Новгороде в его худшие годы?!
И это, видимо, действительно так. Откроем например сайт «Дом.МинЖКХ.РУ», на котором приводятся данные о состоянии всего жилого многоквартирного фонда в Российской Федерации – по областям, городам, по году постройки. По всем нашим городам можно посмотреть количество введенных домов, квартир, метраж, всего более 40 характеристик. Особенно интересны данные по десятилетиям – «Сводная статистика по годам постройки». Может быть, чиновники в силу ряда причин утаили от московских чиновников объективные данные, но по приведенным данным видно следующее. По всем городам и поселкам многоквартирного жилья вводится в несколько раз меньше, чем в советские годы. На сайте дипломатично приведены графики по количеству домов, но это неправильно, так как в большинстве поселков дома строятся малоквартирные, для социальных программ – для детей-сирот, жителей аварийного фонда. По количеству квартир и количеству введенных квадратных метров мы находимся на уровне … угадайте какого года? Лучшие города вроде нашего Нижнего Новгорода вводят объемы жилья на уровне 1950-59 годов. Большинство остальных еще хуже. То есть наш строительный комплекс по своим показателям находится на уровне 50-70 летней давности! Можно конечно сказать, что ввод жилья не является объективным показателем состояния строительного комплекса. Но лучше, наверно, промолчать или сказать про низкую квалификацию передававших данные исполнителей. Особенно если открыть данные по другим субъектам Федерации.
Зато у нас вроде как есть богатейшие крестьяне, которые вводят сотни тысяч метров жилья ежегодно. Такая тенденция сохраняется в Нижегородской области более 10 лет. В сумме должно набежать многие миллионы метров, только за 10 лет – около 8 млн. кв. м. По площади это больше, чем площадь МКД Дзержинска. Вы их видите? Да, есть узкий клин новых домов около Нижнего Новгорода, есть также новые коттеджные поселки в Богородском, Кстовском и ряде других районов. Но ведь есть и заброшенные, вымершие деревни и поселки в других частях Нижегородской области.
В общем, строительное чудо в Нижегородской области получается в точном соответствии с изречением про «ложь, наглую ложь и статистику». Физическое лицо уведомляет местную власть, а та потом – статистику, что он построил дом площадью 100 кв. м. на месте родительского дома площадью 40 кв. м. Через 2 года он снова сообщает по тому же каналу, что площадь его нового (реконструированного) дома составила уже 150 кв. м. И через год – еще раз, площадь увеличилась до 220 кв. м. В результате чиновники ни при чем, но трижды молодцы – ввели в области аж 100 + 150 + 220 = 370 кв. м. Объективной ситуацией, что в результате ввод жилого фонда составил всего 180 кв. м. (220 – 40 выбывших) никто не владеет. А представьте, что такая «доброкачественная химия» происходит на нашей территории уже лет 15 – 20. О каком объективном анализе можно говорить?
Спасти ситуацию сможет лишь стопроцентный анализ всех частных домов, аналогичный по своим масштабам переписи населения. Для всех чиновников это будет полезно, особенно для тех, кто таким макаром запланировал ввести в 2020 году 1,6 млн. кв. м. Но к состоянию строительного комплекса это уже не будет иметь никакого отношения.
За срыв строительства жилья и за всяческие препоны потенциальным инвесторам- застройщикам гнать надо поганой метлой нижегородского градоначальника и министра строительства области.
Почему не расселяют ветхий фонд? Вот в чем вопрос. Вроде есть и федеральная программа, и деньги дает Москва…
Деньги даёт Москва, а землю должен выделять мэр Панов, а он не хочет это делать. Не интересно ему это.
Не пиздите. Земельку в Нижнем всю раздал своим друзьям Булавинов.
В слове Сорокин из 7 букв 9 ошибок
А она их реально дает, или на бумаге прописаны?
Липовая статистика и накрутки по ИЖС – это давно норма в области