“Вонючее дело”

Суд окажется в непростом положении

23 сентября 2024

Возбуждено уголовное дело из-за запахов сероводорода, который ощущали нижегородцы в Верхних Печерах. Общество должно быть довольно. Но уголовные дела сами по себе не решают проблем. Если бы было все так просто, то давно бы проблему запахов решили. И не только в Верхних Печерах, но и на Московском шоссе, и в старой части Кстова, и в Богородске.

Все привыкли к тому, что Роспотребнадзор признает: запах есть, а превышений предельно допустимой концентрации вредных веществ нет. При этом также идут ссылки на несовершенство законодательства. Мол, Роспотребнадзор не в силах повлиять на нарушителей, потому что запахи сейчас никак не регламентируются, хотя наличие проблемы никто не отрицает. Мол, пора уже установить гигиенические нормативы запахов в атмосферном воздухе. А пока этого не будет, контрольно-надзорные органы не в состоянии даже административно воздействовать на нарушителей.

И вот вдруг оказывается, что есть рычаг давления и наказания не только административный, но и уголовный. Это действительно так, или правоохранители лишь спасают свое лицо? Уголовное дело по запаху в Верхних Печорах возбуждено по ст.251 УК РФ – «Загрязнение атмосферы». Указанная статья признает преступлением нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это деяние повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, по неосторожности причинение вреда здоровью человека, по неосторожности смерть человека. Загрязнение воздуха максимально наказывается арестом до 3 месяцев, а обычно назначается штраф. В случае доказанного вреда здоровью ответственное лицо может получить максимально до 2 лет лишения свободы. В случае смерти пострадавших виновный получает до 5 лет лишения свободы. Но все это неприменимо к ситуации в Верхних Печорах – там нет пострадавших с уроном здоровью и тем боле погибших от запаха. Таким образом, следствию нужно выявить источник, доказать загрязнение воздуха и в уголовном порядке наказать штрафом. Не густо.

Речь идет об утечке в атмосферу каких-то загрязняющих веществ. Каких? Где и кто их видел? Может, пыль какая-то, кислотный дождь или газы выше предельной концентрации? Ничего этого нет. Росприроднадзор не видит этого по нормативам ПДК. Также наказывается нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу, но эти факты не подтверждаются. То есть, уголовное дело есть, а оснований для его возбуждения, похоже, на данный момент не существует? Кто и что нарушил? Преступные последствия не выявлены. Связь между одним и другим не установлена. Кто на самом деле виноват? Где последствия? Не исключаю, что возбуждение уголовного дела можно оспорить в суде.

Поэтому, давайте, пока не будем аплодировать открытию уголовного дела. Оно возбуждено по факту ощущаемого запаха, но надо искать источник. А он неочевиден. Уголовное дело возбуждено, ответственные лица начинают “бить копытом и рыть землю”. Правда, ищут примерно так же, как сирота Паша Эмильевич из дома собеса в “12 стульях” Ильфа и Петрова. В поисках стула он приподнимал графин на столе – мол, не там ли тот затерялся?

Возникает вопрос: почему раньше уголовное дело не возбуждалось? Проблеме-то много лет. Оказывается, могут, если захотят. Или не могут, но почему-то захотелось? А где тогда еще уголовные дела – по запахам в Старом Кстово, на Московском шоссе и много еще где по Нижегородской области? Нельзя же действовать по принципу: здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачиваем. Давайте, уже тогда везде бороться с вонью. И вообще кто должен искать эти источники? А еще надо тогда ставить вопрос о бездействии правоохранительных органов, которые много лет не реагировали на “признаки состава преступления”. Пусть и их наказывают.

Когда многие считали, что от масложиркомбината есть запах, то были предложения НМЖК либо перенести на другое место, либо закрыть. Кстати, не перенесли и не закрыли. Можно ли перенести или закрыть, например, Нижегородскую станцию аэрации? Не думаю. У нас другой нет и не будет. Тем более, что сейчас идет реконструкция станции – это большие федеральные финансовые вливания. Пока заканчивается только первый этап реконструкции. А еще должен быть второй этап, который значительно дороже первого. Предлагается, как я понял, детально проверить все возможные источники запаха – саму станцию и все, что находится рядом с ней. Как сказал куратор “Нижегородского водоканала” Дмитрий Сивохин, «давайте искать причину методом исключения». Видимо, это самый рациональный способ.

Уже ясно, что суд окажется в трудной ситуации – экспертизы не хватит. Непонятно, кого и за что наказывать? Тех, кто построил очистные там, где они сейчас находится? Или тех, кто решил строить микрорайон Верхние Печеры и коттеджные поселки вблизи станции или на линии ветров с ее стороны? Тех, кто начал строить, не достроил и бросил ливневой коллектор, который Роспотребнадзор считает возможным источником запаха? Есть точка зрения, что некие «черные ассенизаторы» сливают фекальные отходы в канализационные колодцы, в том числе, в этот недостроенный коллектор. А исправятся ли они после того, как этот коллектор признают источником запаха? Может быть, они найдут какой-то другой вариант слива нечистот, который тоже не будет озонировать атмосферу Верхних Печер? Думаю, что и тогда лучше не станет. Полиция же не будет сидеть в засаде круглый год и отлавливать машины злоумышленников с нечистотами. В общем, пока реального метода борьбы с запахом не видно.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх