Мэрство Ивана Носкова в Самаре – это не план, а шанс или заявка на политический союз Нижегородской и Самарской областей – извечных соперников в Приволжье. Зачем? Для того, чтобы не отстать еще больше от Татарстана, который в связке с Москвой недосягаем ни политически, ни экономически, если эти волжские регионы будут действовать поодиночке.
В 1990-ые годы, когда Татарстан стал активно развиваться, один умный человек мне сказал, что соперником Нижегородской области является не быстро растущий Татарстан, а экономически развитая Самарская область. Сейчас этот вопрос может быть снят с повестки дня полностью. Мы можем стать не прямыми конкурентами, а союзниками. Впервые такой союз обозначился в 1990-ые годы, когда губернатором Нижегородской области был Борис Немцов, а губернатором Самарской области Константин Титов. Немцов и Титов были демократами, оба с федеральными амбициями, на хорошем счету у президента Бориса Ельцина. Оба были влиятельными политиками с правого фланга и в конце 1990-ых годов они встали во главе “Союза правых сил”. Но чуть ранее Немцов перешел в федеральное Правительство, а Титов отказался. Преемник Немцова Иван Скляров видел Нижний Новгород только в орбите Москвы в качестве младшего партнера. У Склярова отсутствовало стратегическое видение, как таковое. В 2005 году в Самарской области прошел слух, что ее губернатором станет соратница Сергея Кириенко Любовь Глебова из полпредства в ПФО. Но это как-то не срослось. С тех пор более десяти лет не было ни звука о том, что Нижний Новгород и Самара могут стать союзниками.
Губернаторы с 2017 года Глеб Никитин и Дмитрий Азаров всегда считались друзьями. Но как бы речь шла только о том, что они искали общие пути развития двух регионов. Не исключено, что конфликт экс-губернатора Самарской области Дмитрия Азарова и депутата Госдумы Александра Хинштейна связан с тем, что они по разному видели сближение Нижнего Новгорода и Самары. Оба были за это, но подходы не совпадали. Я не исключаю, что отставка Азарова именно этим и диктовалась. При этом, вполне возможно, что из-за тренда на сближение Нижегородской и Самарской области Дмитрий Азаров и был уволен с подачи тех, кому это было неинтересно. А на публику это объяснялось банальной коррупцией, чтобы не раздражать могущественный Татарстан.
Новый губернатор Вячеслав Федорищев не самарский, в этом плане ему намного легче, чем самарскому Дмитрию Азарову. Переезд Ивана Носкова из Дзержинска в Самару – это первый, но очень важный шаг к союзничеству. Хинштейн однозначно за такой союз. Думаю, что Хинштейн, которому недавно исполнилось 50 лет, понимает, что ему не стать губернатором одной из крупных областей – ни в Нижнем Новгороде, ни в Самаре. Но ему интересен какой либо амбициозный проект. Например, блок Самары и Нижнего Новгорода, в котором он был бы неким связующим звеном. У Федорищева развязаны руки, в отличие от Азарова, он новый и перспективный человек, у которого нет обязательств перед местной элитой. Носков стал и. о. мэра Самары. Это может означать, что Самарская область готова в этом союзе видеть себя не обязательно лидером, несмотря на некоторое экономическое превосходство. И не против встроиться в тандем вторым номером. А местному Азарову, прочно стоящему на службе региональных элит, это никто бы не позволил сделать.
Что касается Нижегородской области, то в 2018 – 2020 годах она готова была плыть в фарватере Татарстана. Тогда заместителем губернатора стал Игорь Носов из Иннополиса, потом Тимур Халитов стал руководителем Корпорации развития Нижегородской области. Мол, мы готовы учиться у Татарстана привлечению инвестиций и не только. Назначение Григория Меламеда из Самарской области главой Управления ОКН выглядело мелким кадровым ходом. Потом как-то разговоры о блоке Казани и Нижнего Новгорода поутихли. А каждый резкий шаг Нижегородской области вызывал нервозность Татарстана. После 2021 года Нижегородская область вновь обрела собственные амбиции. Понятно, что в лобовую против Татарстана никто не идет. И заявления о том, что Самара и Нижний Новгород станут дружить против Казани просто исключены. Но постепенное укрепление связей между ними не только возможно, но и более, чем вероятно.