Теперь стало намного понятнее, почему Никитин остался в Нижегородской области. Это можно объяснить сменой региональной политики в России. Может быть, это не консенсусная точка зрения в Москве, но есть влиятельные силы, которые выступают за разноскоростное развитие регионов.
Смысл в том, чтобы не выравнивать субъекты Федерации через бюджетные вливания в слабых, а поддерживать прежде всего те регионы, которые могут быстрее бежать вперед. Сейчас важно не равенство, а ускорение. И это должны делать те, у кого есть соответствующий потенциал. Цель изменения региональной политики в том, чтобы стало больше областей-лидеров. Видимо, это связано с тем, что мирное время сменилось СВО и сейчас нужно ответить на новые вызовы.
По этому концепту Глеб Никитин должен был остаться в Нижегородской области, чтобы до конца выполнить задачу входа нашего региона в шорт-лист топ-регионов, где Москва, Татарстан и иже с ними. Задание для Глеба Никитина – обеспечить устойчивость лидерства Нижегородской области, а не болтаться ей между небом и землей. Это понятно по конференции ЦИПР, по второму месту региона в рейтинге АСИ и так далее. В федеральное правительство забрали тех губернаторов, которые грамотны в управлении, но они возглавляли регионы, объективно не претендующие на топ уровень: Калининградская область не в топе в силу ее географического положения и сложной логистики, Курская область из-за близости к границам Украины, что создает риски и опасности военного свойства, Хабаровский край и Кемеровская область по той же причине географического положения. Нижегородская области располагается намного лучше: близко от Москвы, но через буфер в виде Владимирской области, что обеспечивает непоглощение столицей нашего региона, а лишь некоторую центростремительность.
В принципе, в данную схему можно вписать и отставку губернатора Самарской области Дмитрия Азарова. В 2017 году Самарская и Нижегородская области находились примерно на одном и том же уровне. Самарская область считалась даже несколько более развитым регионом, чем Нижегородская область. Губернаторы Дмитрий Азаров и Глеб Никитин в общем-то делали примерно одно и то же, действовали по схожим алгоритмам, много общаясь друг с другом. Но Москва по каким-то причинам пришла к выводу, что у них разные результаты работы. И критическая позиция депутата Госдумы Александра Хинштейна в Самарской области в отношении Дмитрия Азарова не при чем. Полагаю, что Москва считала, что Самара тоже должна войти в узкий круг лидеров, но в отличии от Нижнего Новгорода, не сделала этого. Поэтому, теперь эту задачу станет выполнять другой губернатор.
Какие сейчас требования Москвы к ведущим регионам? Изменить структуру экономики, сделать ее более сложной, чем сейчас. Раньше речь шла о том, чтобы выжимать полностью имеющийся потенциал. Насколько я помню, неполное решение этой задачи повлияло на досрочную отставку губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. Это можно делать, например, через рост показателей сельского хозяйства. Это, конечно, хорошо, но не самое приоритетное направление во время СВО. Нужен, прежде всего, рывок в ВПК и в высокотехнологичных отраслях. Обращает на себя внимание тот факт, что изменения по налогу на прибыль в налоговой системе не увеличивают поступлений в региональные бюджеты. Регионам предлагается увеличивать налоговую базу через развитие ВПК и высокотехнологичных отраслей.
Еще одним показателем того, что Москва все-таки меняет региональную политику, является изменение роли Госсовета. Не случайно эксперты считают, что Госсовет, как институт, перейдет на другой уровень. Видимо, это тоже важный сигнал для регионов, но не для всех подряд. Субъектность губернаторов топ – регионов будет повышена.