У меня нет никаких оснований не доверять правоохранительным органам в деле экс-ректора НЛГУ Жанны Никоновой, но я бы отметил ряд концептуальных нюансов. Первый и самый важный: берут в разработку не тех, кто больше всех расхищает, а тех, на кого есть некий заказ. Второй нюанс: любого можно не только отмазать, но и замазать – особенно крупного руководителя. Подчиненным предложат дать показания на начальника в качестве свидетелей, намекнув, что дело будет по-любому, и в нем можно оказаться подельниками руководителя со всеми вытекающими последствиями. Давайте посмотрим, не пахнет ли в деле Никоновой чем-то таким.
Задержанные директор ИНО НГЛУ Юлия Чичерина и ректор НГЛУ Жанна Никонова (справа).
Фото из открытых источников
Все СМИ хором пишут о деле экс-ректора НЛГУ Жанны Никоновой примерно одно и то же. А ведь формально все выглядит так, что ее заказали. Подчеркиваю – формально. Следите за рукой. Никонова была избрана ректором в 2019 году голосованием на конференции на альтернативной основе в два тура. Во втором туре набрала 54%. До нее всегда ректоров так демократично избирали. А бывший ректор Борис Жигалев в выборах не участвовал и стал президентом НЛГУ. Известно, что летом 2024 года Никонова собиралась на вторые для себя выборы через конференцию. Вроде как получила добро в Москве в профильном министерстве. И вдруг федеральное министерство отменяет прямые выборы ректора НЛГУ перед конференцией и назначает своей властью и.о. ректора Никиту Авралева, проректора из ННГУ имени Лобачевского. Авралев – хороший кандидат на ректорство. Считаю, что это плюс для НЛГУ. Но Никонова вопреки было уже сложившейся традиции почему-то не стала президентом вуза в отличии от нескольких ее предшественников. Это был четкий сигнал, что Никонова в опале, а то и в зоне риска.
Вроде бы очень тихо вообще прикрывается должность президента НЛГУ, а прежний носитель этой должности Жигалев, как я понял, стал советником ректора. Говорят, он человек влиятельный до сих пор. Злые языки говорят, что эта “антиниконовская революция” в НЛГУ случилась из-за войны команды ректора Никоновой и команды президента Жигалева. Говорят, что чуть ли не треть сотрудников университета при Никоновой уволилось. Можно сделать формальное допущение, что решили не повторять эту ситуацию вновь. И после появления и.о. ректора Никиты Авралева откуда-то сверху дали команду найти по любому на Жанну Никонову хоть что-то, чтоб ее никогда близко к НЛГУ не было. В чем глобальная причина серии арестов ректоров? У них оказалось много степеней свободы, они злоупотребляют, их ставят на место в системе.
Перед конференцией, на которой Жанна Никонова могла второй раз избраться ректором НЛГУ, появилось письмо сотрудников вуза, где указывалось на криминальные и полукриминальные нарушения в ее деятельности. Потом прибыли аудиторы из Минобрнауки РФ, которые зафиксировали многочисленные нарушения финансового характера в НЛГУ на 200 листах. И в конце октября 2024 года в ряде информационных ресурсов появились выжимки из писем по Ильфу и Петрову от “интеллигентов умственного труда” о нарушениях финансового характера в вузе. Мол, стимулирующих выплат не было, но приближенным работникам НЛГУ делались разовые выплаты в большом размере. При закупках нарушения составили 339 млн рублей. Командировки непонятные устраивались в Иран, Китай, ОАЭ. Мол, Никонова чувствовала себя вольготно. Возможно, потому что входила в общественный совет при нижегородском МВД. Глас народа требовал разобраться с коррупционными схемами и вменить ректору статью 160 УК РФ (растрата денежных средств). Ну, если народ просит, то что тут поделаешь. Органы-то служат народу, как ни крути…
Дальше стало еще интереснее. После отстранения Никоновой от должности появилась информация, что из НЛГУ ею преступно выводились средства на строительство трехэтажного особняка в ЖК “Хельсинки” и для уплаты долгов ее сына, которого телеграм-каналы называли “игроманом”. Мол, Жанна Никонова жила явно не по средствам. Такое вот предарестное мочилово, после которого общественное мнение будет не на стороне бывшего ректора вуза. Никонова попыталась защищаться и оправдываться, но безуспешно. После такого все стали ждать ареста бывшего ректора. Только сама Никонова считала это хулиганством анонимных блогеров, за которым никто не стоит. Ждать пришлось долгих несколько месяцев. И вот задержание в Москве, когда она уже трудоустроилась в частный Московский международный университет, и, казалось, гроза ее миновала. Увы и ах, нет.
Пока экс-ректора и ее коллегу подозревают в незаконном получении более 1 млн рублей путем превышения полномочий. Никонова на основании неаргументированных служебных и докладных записок, составленных подельницей-директором ИНО НЛГУ, вносила в приказы о премировании фамилии сотрудников. Часть этих начислений злоумышленницы якобы присваивали. Как свидетелей убедили дать показания, что они делились деньгами с руководителями, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Вряд ли с помощью детектора лжи. Догадываюсь, что добровольно-принудительно. Почему? А кому хочется потом выступать на суде свидетелем обвинения против своих благодетелей? Итак, примерно за 4 месяца следствие установило только присвоение более 1 млн рублей. Для задержания и ареста этого вполне достаточно. Дальше разработка будет продолжена. Возможно, обнаружат другие криминальные эпизоды. Со скрипом первый этап поставленной задачи, которую можно назвать “Найти и обосновать хоть что-то”, доблестно выполнен. Что будет дальше – посмотрим.