Протестное дежавю

Вспоминаем протесты 1990-х

28 января 2021

После того, как губернатор Нижегородской области Глеб Никитин высказался в инстаграме по поводу протестов от 23 января, в сети появились поучения о том, как ему надо бы относиться к подобного рода акциям. Наиболее назидателен бывший аптекарь Герман Князев. На самом деле, он так же не оригинален, как и те, кто считают, что всякая власть от Бога. А у него всякий протест от Бога. И то, и другое неверно.

Бывший предприниматель Герман Князев даже спекуляцию иностранными пластинками под трамплином на площади Сенной считает формой своего подросткового протеста. На самом деле, ничего общего с диссидентством это не имеет. Иначе, в инакомыслящие можно записать фарцовщиков, тех, кто занимался валютными операциями и так далее. Не надо путать божий дар с яичницей. Слушать радиостанции “Голос Америки” и “Свобода” и перепродавать пластинки, сигареты “Мальборо” и жвачку, наваривая десятку-другую – все-таки это разные вещи. Что касается протеста тех, кто в Москве вышел на площадь против ввода войск в Чехословакию, то мне интересно, когда Князев стал боготворить Ларису Богораз? До горбачевской Перестройки или после? Он мальчишкой за кого болел в хоккейных матчах СССР – ЧССР? За чехов? Мы ведь в 1970 – 1980 годы удивлялись тому, что они так яростно против наших выходили. Когда он возненавидел и запрезирал советских солдат, которых послали в Прагу? Это не праздный вопрос, когда Князев прозрел. Есть такие люди, которые просыпаются вдруг новыми людьми.

Как я понимаю, Глеб Никитин говорит о московских и питерских шествиях и митингах, которые проходили в 1989 – 1990 годах. В Москве две такие акции собирали по 500 тысяч человек. Я лично ездил в Москву и участвовал во всем этом и видел всех тогдашних демократических вождей, в которых потом разочаровались очень многие молодые люди. Там были Борис Ельцин, Андрей Сахаров, на похороны которого я тоже ездил, экономист, а потом мэр Москвы Гавриил Попов, следователи Гдлян и Иванов, историк Юрий Афанасьев и многие другие. Они тогда выступали на митингах. А Гайдар, Чубайс, Явлинский писали на дачах экономические программы. Демонстранты хотели свободных выборов, демократии, рынка.

А потом были 1990-ые. Кто победил в этой демократической революции? Не те, кто участвовали в этих 500-тысячных революциях. И не те, кто толкал там речи. И потом были события сентября – октября 1993 года, когда протестующих расстреливали в Останкино и не только. И в 1990, и в августе 1991 года, и в сентябре 1993 года в протестах участвовали рабочие, строители, инженеры, артисты, музыканты. Что получили эти люди? Явно не то, на что они рассчитывали. Произошло это из-за “пустышек и подлецов” или нет? Не берусь делать выводы. Знаю лишь одно, народ потом испил горькую чашу до дна. У аптекаря Германа Князева было все хорошо, а 90% бедствовало. И многие тогда перестали быть строителями, инженерами, музыкантами, артистами, а превратились в челночников, охранников, торговцев и безработных. Никитин хотел сказать довольно избитую истину: революции делают романтики, а пользуются ее плодами негодяи. Легче пришлось в те времена тем, кто успел приобрести опыт перепродажи пластинок, сигарет и жвачки. Только было ли от них какое-то созидание? Вроде бы, нет. Не вложились они в производство российских компьютеров и сотовых телефонов.

И вот Герман Князев выходит 23 января на Большую Покровскую и любуется собой в этом протесте. Рядом строители, инженеры, артисты, музыканты. Я далек от апологии нынешней власти. Но не превратятся ли они после новой революции опять в охранников, челночников, продавцов и безработных? Не исключаю. Уж очень все похоже на 1990 год. И требования примерно те же. Тогда тоже предлагалось не гордиться победой, не пугать весь мир оружием. Требовали свободных выборов и ругали первый канал центрального телевидения. Опять нам говорят, что в США все правильно, и копы у них замечательные. Тоже предлагалось делать свои утюги и стиральные машины. А самыми плохими были милиционеры и партократы. Сейчас это полицейские и чиновники. Ни-че-го нового! Все, как 30 лет назад.

Тогда тоже князевы требовали от секретарей обкомов и председателей облисполкомов перейти на сторону “народа”. От полиции требуют не выполнять приказов начальства. Полное совпадение. Тогда хотели все снести до основания. И сейчас Князев предлагает снести этот нужник или ликвидировать помойку под названием Россия. Сейчас “дворец”, а тогда борьба с привилегиями. Я понимаю, что на акцию протеста выходят в основном молодые люди. Вроде как до 35 лет в основной массе. Они объективно не могут знать и понимать того, что происходило 30 лет назад. Глеб Никитин что-то помнит. А я отлично все помню. И протестанты думают, что все это к лучшему. Опасаюсь, что нет. Как бы не повторилось то, что было в 1990 годы. Я понимаю Князева. Для него это оказалось золотое время. А для 90% нижегородцев – время прозябания.

И все-таки есть одно отличие огромнейших митингов 1990 года и нынешних акций. Тогда для людей это был праздник, люди шли веселые, даже счастливые, вообще не было агрессии. Сейчас все по-другому. Я бы 12-летнего ребенка тогда бы с собой взял на шествие, а сейчас – нет. В отличие от Князева. То, что 12-летний ребенок может увидеть и услышать на подобном мероприятии, не для его глаз и ушей. Предположу, что он просто пытался на всякий случай прикрыться мальчишкой. А это уже совсем за гранью добра и зла. И мне просто удивительно, что этот Герман Князев тут еще дает отповедь Глебу Никитину, который поделился с людьми тем, что по-своему ему очень дорого, потому что он сам все это видел и в этом участвовал в 14 – 15 лет. А мне тогда было 28 лет. И именно поэтому я не хочу и не буду принимать участие в акциях навальнистов. И рабочим, инженерам, музыкантам, строителям, артистам тоже не советую. Чтобы не превратились в охранников и продавцов.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх