Накануне 1 сентября главная тема – готовность школ у учебному году. В Нижнем Новгороде все ломают копья по школе №167 на улице Электровозной (Канавинский район), которая не готова. Кто виноват?
В Нижнем Новгороде уже много лет большая проблема найти тех, кто мог бы строить школы и детские садики на условиях муниципалитета. Все уже забыли те времена, когда в городе был сильный ГлавУКС по Нижнему Новгороду, который вытягивал муниципальные стройки. Более десяти лет назад при главе администрации города Олеге Кондрашове строительство ФОКов, школ, детских садов скопом отдавали структурам Михаила Жижина. И закончилось это не очень хорошо. Мэр Владимир Панов потом с ними по многим объектам судился. У Нижнего Новгорода репутация города, в котором собственные строительные организации слабые и рынок муниципальных заказов они не держат.
Зато в Нижний Новгород косяками идут иногородние застройщики-прохиндеи, которые не способны качественно и быстро работать. Они во множестве выигрывают торги и потом благополучно заваливают строительство. До многих уже дошло то, в каком сложном состоянии оказалась строительная отрасль по целому ряду причин. Это и рост цен на строительные материалы, и проблемы с кадрами в строительстве из-за ковида. Условно всех застройщиков можно поделить на четыре группы: те, кто может и хочет хорошо строить (их теперь мало); те, кто не может и не хочет хорошо строить (их стало много); те, кто может, но не хочет (с ними еще можно работать путем уговоров); те, кто хочет, но не может (их уговаривать бесполезно). Последние – как раз те пришельцы, которые хотят подзаработать на нижегородских лохах любой ценой. В итоге, виноватых в том, что сроки сплошь и рядом срываются, не найти. Поэтому, удивительно, когда школа или детский сад сдаются с хорошим качеством и в срок, а не наоборот. И обычно во всем винят власть, а не застройщиков.
Но беда, как известно, не приходит одна. В 2019 году департамент строительства администрации Нижнего Новгорода возглавил Дмитрий Горбунов. Чуть позже образовался тандем Дмитрия Горбунова и руководителя МКУ ГлавУКС по Нижнему Новгороду Сергея Шемчука. Эта “сладкая парочка” нанесла большой ущерб строительной отрасли в Нижнем Новгороде. Из департамента строительства ушли многие профессионалы, например, Артем Каразанов. Горбунова – Шемчука не удалось сразу выкинуть новой команде главы Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева. Шемчука убрали только в ноябре 2019 года, а Горбунова вообще в январе 2022 года за срыв всего и вся и недостоверную информацию о состоянии строек. Сергей Шемчук в нынешнем году был арестован за взятки в размере 12 млн рублей, и стало понятно, почему он так держался за должность. В той администрации вообще было безграмотное отношение к проектированию. Тогдашний глава города Владимир Панов тянул время с проектами, требуя, чтобы за них платил областной бюджет, а дальше быстро на коленке создавалось абы что. Считаю, что до сих пор команда Шалабаева расхлебывает два года “плодотворной” работы Горбунова – Шемчука. Один из примеров – как раз капитальный ремонт школы №167 на улице Электровозной.
В 2017 году второе здание школы №167 на улице Ухтомского после обследования признали аварийным из-за неудовлетворительного состояния фундамента и стен. Около 170 учеников из этого корпуса перевели учиться в первое здание этой школы, расположенное на улице Электровозной. Родители этих учеников были недовольны. Они утверждали, что первое здание школы №167 на Электровозной в еще худшем состоянии. Тогда оценкой состояния школ в Нижнем Новгороде занималась советник мэра Ирина Тарасова. Можно себе представить этот уровень строительной экспертизы от профессионала в сфере образования, но не стройки. Поэтому, никого не удивило, что вскоре и главный корпус школы №167 попал под капитальный ремонт, а учеников распределили по другим нескольким школам. Проектно-сметная документация на ремонт этой школы от 2020 года оказался, мягко говоря, непроработанным. Речь шла о фактически косметическом ремонте, а надо было чуть ли не новую школу строить вместо старого корпуса, которому более 60 лет. Подрядчик из Томска строительная компания “Горизонт” в 2020 году работы не выполнила. И с этой организацией контракт был расторгнут.
Новым подрядчиком стало ООО”ЭкономстройСервис”, которое завершило работы в 2021 году и получил деньги. Но проект на капремонт оказался таким, что сразу необходимо было делать повторный проект и заниматься капремонтом второй раз. И начался еще один ремонт систем вентиляции, пожарной сигнализации, слаботочных систем и так далее. Это и привело к затяжкам сроков. То, что отремонтировали в первый раз, уже начало разваливаться. Плитка положена неправильно, материалы не те. СМИ написали, что потекла после дождей крыша. Интересно, эти работы заложены в нынешний проект? Вряд ли.
Вот такая получается история. Истоки проблем от Горбунова – Шемчука от 2020 года, но до сих пор никак не получается их разрулить. Понятно, что нынешнюю администрацию Нижнего Новгорода никто не слышит. Все упреки падают на их головы. А на самом деле, они пытаются исправить старые ошибки своего предшественника.
В скандальную ситуацию начинают вмешиваться посторонние люди. Например, депутат Госдумы Вадим Булавинов, который еще тот строитель, на самом деле. Он спрашивает: откроется ли школа к 1 сентября? Будет ли ремонт выполнен качественно и безопасно для детей? Вроде как он сделает для этого все возможное. Что он может сделать? Сам пойдет ремонтировать что ли? Он также интересуется причинами нестыковок в документации. И готов обратиться в правоохранительные органы. Ну, его коллега-депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов тоже так может “помочь”. Тогда в чем между ними разница? Мне кажется, что нет никакой. Вообще, активность было заснувшего Булавинова представляется подозрительной. Кто им тут подруливает? Он чьи-то политические заказы выполняет?
Меня всегда интересовал вопрос. Когда все было в руках непрофессионалов и проходимцев, которые не решали проблему, а ее создавали, то все сидели тихо и никто не подключался. Когда сейчас пусть и очень трудно, но пытаются исправить ужас от предшественников, то сразу возникают господа булавиновы и начинают не помогать, а мешаться под ногами. Почему вот так обычно у нас?