Еще недавно я считал, что Сормовский парк нужно отобрать у арендатора-частника и передать муниципалитету. Сейчас же моя точка зрения не изменилась. Арендатор не стал лучше управлять “открытым пространством”. Скорее, даже хуже. Все развитие территорий, граничащих с парком, а это скверы и прогулочные зоны, как бы конкурирует с ним. Окружающие парк бульвар и скверы лишили его перспективы. Парк даже в выходные дни при хорошей погоде малолюден, а в будни просто пуст.
Так уж вышло, что рядом с парками обычно располагаются здания районных администраций, дворцы культуры (Парк имени 1 мая, парк Швейцария, Автозаводский парк). Вот и Сормовский парк удачно окружен объектами с разнообразными функциями. Вблизи находится густо населенные жилые кварталы, Юбилейный бульвар, стадион “Труд”, администрация Сормовского района, СДК, машиностроительный техникум, детская больница “Айболит”, спортклуб и ФОК Московского района. Несколько школ обычно проводили уроки физкультуры в парке. В советские времена все это способствовало тому, что в парке с утра и до вечера, в будние дни и в выходные были горожане. На стадионе “Труд” больше нет футбольных матчей “Волги”, которые собирали тысячи болельщиков. Стадион сейчас практически пуст. На пляжах тоже стало в разы меньше людей, чем в 1960 – 1970 годы. Вода стала в речке намного грязнее. Со стороны улицы Ярошенко вход в Сормовский парк через мостик закрыт.
Сейчас горожанам не обязательно заходить в Сормовский парк. Парк окружен целой сетью скверов, где есть освещение, качели для взрослых и лавочки, детские площадки, благоустроенные дорожки для прогулок и велосипедов, фонтаны, кафе. Сормовский парк без реконструкции советского наследия и внесения новых элементов стал унылейшим местом. Нет в нем точек притяжения кроме аттракционов и соснового леса. Фонтанов – ни одного, хотя в советские годы они были, да еще и скульптурные. Танцплощадка, театр, выступление оркестров, праздники – все в прошлом. И арендатор не сделал ничего, чтобы эту ситуацию изменить.
По сути, в парк надо идти ради того, чтобы спрятаться от городской суеты, найти ту ландшафтно-объектную сложность, которой нет в каменных джунглях современного города. Это все в Сормовском парке действительно есть, но он потерял свою большую аудиторию. Днем максимум мамы с детсткими колясками и собачники. Ценный дар организации пространства с научным подходом, тщательной планировкой и зональностью, подбором пород деревьев и открывающихся видов, придуманный и реализованный начиная с 1920 – 1930-ых годов оказывается ненужным. Скверы с транзитными маршрутами более многолюдны. И можно было бы сослаться на субъективное восприятие, но реконструированная “Швейцария” стабильно притягивает гуляющих горожан: виды, фонтаны, кофе, лавочки, качели, спортплощадки, места для собак, кормушки для белок, туалеты, общепит, общественные пространства, музыкальные праздники. Никаких шумных аттракционов, зоопарков вроде сормовского “Мадагаскара” – и люди готовы там отдыхать.
Создание парков, как точек притяжения и генерации выгод для города – это наука и практика, которая объединяет в мире тысячи специалистов. Почему Нижний Новгород так медленно движется в этом мейнстриме – большой вопрос. Парки “Швейцария”, имени 1 мая – это мало для миллионника. Пока у нас нет денег в бюджете, остальные территории деградируют. На границе с Сормовским парком, например, уже замечена вроде бы запрещенная в городе, но реально существующая точечная стройка жилого дома. Застройщик наверняка рассчитывает на повышенные коэффициент в ценах на жилье – виды-то прекрасные, сосновый воздух. Но на самом деле добавляет антропогенного влияния на парк, из которого арендатор выжимает последнее, наплевав на наследие и значимость.