От обезьянки – до сената

Нижегородское прошлое сенатора Дмитрия Савельева

6 августа 2024

В Нижнем Новгороде довольно много политиков, которые хорошо знают и помнят 1990-ые годы – тех, кто тогда творил региональную историю. Но мало журналистов и блогеров, которые могут об этом написать. Поэтому нижегородский период тульского сенатора Дмитрия Савельева, ставший актуальным после его ареста, получается блеклым. А ведь тут уместно сказать: “Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя”. Это в полной мере касается и Савельева.

Дмитрий Савельев из простой семьи рабочих без высшего образования, выходец из пролетарского Ленинского района города Горького. Перед армией он вступил в оперативный отряд “Юный дзержинец”, чтобы заниматься каратэ. Попал служить в ВДВ, оказался в Афганистане. Командиром батальона у него был знаменитый Франц Клинцевич. Видимо, потом это помогло Савельеву делать политическую карьеру в Москве. После армии первый савельевский бизнес был в том, что он стоял с обезьянкой на Большой Покровской, и прохожие давали ему денежку. Я лично помню его в этом амплуа, это было очень забавно. Как он оказался в компании “Лукойл-НН”, история умалчивает, но можно догадаться. Завод НОРСИ считался “тупиковым”: у него не было своего сырья, и предприятие “сидело” на так называемой давальческой нефти. Те, кто находили нефть, отдавали ее на НОРСИ, получали нефтепродукты и их продавали. Это считалось бизнесом средней руки. Для того, чтобы получать нефть, Савельев уехал в Уфу. Найдя каналы выхода на сырье, вернулся в Нижний Новгород. Вагит Алекперов привлек в свой нижегородский филиал Савельева и других ребят, которые умели найти сырье, купил для них особняк на Малой Покровской напротив нынешнего ЗАГСа. Это было представительство Лукойла.

Потом у Сергея Кириенко на НОРСИ появилась программа “пенсионной нефти”, и Дмитрий Савельев оказался в его команде. Сергей Кириенко стал президентом НОРСИ-ойл, вице-губернатор Юрий Лебедев был председателем Совета директоров, его жена Вера Чурина – финансовым директором, нынешняя глава минфина Нижегородской области Ольга Сулима – у нее заместителем, а Дмитрий Савельев – коммерческим директором. И тут Бориса Немцова позвали в Москву вице-премьером. Он взял с собой Кириенко и Лебедева, который в итоге отказался, желая стать губернатором. И вот Савельев в 29 лет становится президентом НОРСИ-ойл. Тут главную роль сыграл именно Юрий Лебедев, хотя Кириенко тоже был не против. С этого времени Лебедев и Савельев становятся политическими союзниками. Когда Кириенко назначили премьер-министром, он взял Савельева на “Транснефть”. За короткий срок премьерства он больше не успел расставить своих кадров, а когда Кириенко после дефолта уволили, его единственным активом осталась “Транснефть”. Других крупных активов не было. Да, был региональный банк “Гарантия”, но это не сравнимо с федеральной “Транснефтью”.

А потом говорили о такой конспирологической истории. Кириенковцы решили немного обезжирить Лукойл. Был инициирован конфликт “Транснефти” и Лукойла с согласия Савельева. В расчете на то, что Алекперов пойдет к Кириенко, чтобы тот унял своего человека Савельева, а для отсутствия проблем в дальнейшем стал бы финансировать кириенковских. Но Алекперов принял бой, объединился с другими нефтяниками, в том числе с Романом Абрамовичем, и конфликт закончился штурмом офиса Транснефти силами ОМОНа. На Транснефть Вагит Алекперов поставил своего заместителя Семена Вайнштока. Если бы Савельев не повелся тогда на “перспективную” идею кириенковцев, он, может быть, еще 10 – 15 лет сидел бы на Транснефти.

После этого Дмитрий Савельев исключительно ради безопасности баллотировался в Госдуму-1999 по Сергачскому округу в качестве самовыдвиженца. И выиграл выборы с результатом в почти 30%. С кириенковцами он разругался, никто ему не помогал, а вот проблемы создавали. Якобы со стороны губернатора Ивана Склярова тоже. Из-за грязной выборной кампании 33 тыся голосов получил “кандидат против всех” – это больше 10% от голосовавших. Среди союзников в Нижнем Новгороде остался только Юрий Лебедев, которого Дмитрий Савельев и Рустэм Султанов привели к власти в Нижнем Новгороде. При мэре Лебедеве Савельев, как “кошелек” мэра, получил много всего в Нижнем Новгороде. С Лебедевым у них все было примерно 50 на 50. Кириенко, став полпредом, имел проекты для Нижнего Новгорода, но Лебедев и Савельев решили не работать с ним, не проявили гибкости. Полпред в ответ на выборах мэра 2002 года устроил арест бюллетеней и мэром с перевесом в 1% стал Вадим Булавинов. Савельев решил после этого уйти из нижегородской политики, не видя более никаких перспектив на много лет вперед.

Савельев, на первый взгляд, представляется игроком, который действует исключительно из тени. Это и так, и не так. В 1997 году он баллотировался в Заксобрание Нижегородской области второго созыва, когда ему было еще 28 лет. В 1999 году он баллотировался в Госдуму и в агрессивной среде набрал почти 30% и занял первое место. В 2001 году он пошел на губернаторские выборы. Тогда не для победы, а для того, чтобы губернатор Иван Скляров, токсичный для него, не переизбрался. Савельев вел кампанию не за себя, а против Склярова, и в условиях беспрецедентной конкуренции набрал почти 13% голосов при довольно популярных соперниках Геннадии Ходыреве, Иване Склярове, Вадиме Булавинове и Андрее Климентьеве. А Савельев был малоизвестен в Нижнем Новгороде. Он занял 4 место, обойдя Климентьева, которого глушили, правда, по полной программе. В нижегородских СМИ тогда писали, что Савельев шел на губернаторские выборы для того, чтобы снизить шансы Климентьева на победу, играя с ним на одном поле “политиков новой волны”. Может, политтехнологически это выглядело и так, но на самом деле, он играл против Склярова, а Ходырев его устраивал намного больше.

Тогда считалось, что от тандема Лебедев – Савельев на губернаторские выборы пойдет мэр Нижнего Новгорода. И Лебедев действительно очень хотел стать губернатором. Но было решено, что выборы губернатора он может и проиграть, но победа на выборах мэра у него в кармане. И поэтому пошел Савельев. Но после 2002 года 51-летнему Юрию Лебедеву пришлось надолго уйти из большой политики. Это, конечно, стало для него во многом жизненной катастрофой. С Савельевым у Лебедева тоже испортились отношения при дележе имущества после 2002 года. Видимо, Дмитрий Савельев действительно обсчитал партнера и это вызвало полный разрыв отношений.

Есть ряд нюансов на которых я бы хотел дополнительно остановиться. Савельев – отличный семьянин. У него 5 сыновей от единственной жены. Довольно редкое явление в высшем слое элиты. Савельев был одним из самых щедрых меценатов. Он тратил десятки миллионов рублей на храмы, школы, детские садики и так далее. Вспоминают, что когда Савельев сам с помощниками привозил подарки в детские дома, то порой даже ругал помощников за скромность подарков. Тогда у него была искренность.

В 2003 году Дмитрий Савельев баллотировался в Госдуму уже в Тульской области, где у него все было отлажено. В Госдуме и Совете Федерации Савельев проработал примерно 25 лет. Что-то не припоминаю его законодательных инициатив или каких-то выступлений. Он продолжал вовсю заниматься бизнесом. Для него Госдума и Совет Федерации были только для безопасности. Не будь он членом Совета Федерации, никто бы не обратил внимания на его разборку с бизнес-партнером. Он был бы для правоохранителей неинтересен. Савельева подвело то, в чем он видел непробиваемую защиту: сенаторство и связи с Алексеем Дюминым.

А когда коллеги единогласно проголосовали за снятие с него неприкосновенности, вспомнилась историческая сцена времен великой Французской революции: Дантона везут на казнь мимо дома Робеспьера, и он кричит “Я жду тебя, до встречи, ты следующий”. Кто из сенаторов станет следующим? Ведь сенаторство стало не символом неприкосновенности, а символом уязвимости.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх