Новые старые

О слабых местах пятой парламентской партии

9 ноября 2021

Большое внимание привлечено к пятой парламентской партии “Новые люди” в Госдуме и в Законодательном собрании Нижегородской области. Несмотря на успех в сентябре 2021 года, пока рано говорить о том, что этот партийный проект удался, что он прошел точку невозврата к нулевому состоянию. У него слишком много слабых мест. И как сверху его разрешили открыть, так оттуда его могут и закрыть.

Сейчас уже всем понятно, что по прохождению “Новых людей” в Госдуму были большие споры и даже серьезная борьба. Заместитель главы Администрации президента Сергей Кириенко лоббировал “Новых людей”, а председатель Госдумы Вячеслав Володин был за сохранение привычной четырехпартийной нижней палаты Федерального Собрания. Видимо, некий верховный арбитр решил, что небольшая фракция новой партии не несет особого риска для стабильности. Действительно, фракция в 13 – 14 депутатов в Госдуме, которая составлена из 450 депутатов, ничего страшного из себя не представляет. Тем более, что фракция “Новых людей” не монолитная. Есть основатель и собственник партийного брэнда Алексей Нечаев, есть экс-мэр Якутска Сардана Авксентьева, которая из совсем другого теста. И после выборов, видимо, неслучайно к ним подключился еще и артист Дмитрий Певцов, который по своим политическим взглядам не очень вписывается в данный проект. Все это легко может развалиться на три мини-фракции.

Вызвать раскол для АП не составит никакого труда. Есть опыт разрушения в пыль фракции “Родины” в Госдуме-2003, когда к выборам 2007 года партии уже де-юре не существовало: она влилась в “Справедливую Россию”. Так может получится и с “Новыми людьми”, которых полностью или частично могут влить в какое-нибудь очередное партийное новообразование к 2026 году. Еще одно слабое место “Новых людей” состоит в том, что она позиционирует себя, как “партию регионов”, но она слаба как раз в регионах. Действительно, на последних выборах в 39 региональных Законодательных собраний “Новые люди” вошли в 19. Неплохой результат. Но везде у них малочисленные фракции. Политологи подсчитали, что ни один представитель этой партии не вошел в руководство Заксобраний, например, в должности заместителя председателя. Получается, что партия пока это “сапожник без сапог”. Тут надо учитывать, что в регионах зажать партию и даже ее фракции в Заксобраниях несложно.

Ситуация в Нижегородской области для “Новых людей” тоже непростая. Фракция НЛ в ЗСНО мизерная – состоит из одного депутата Рустама Досаева – 2% депутатского корпуса. Он получил пост заместителя председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству. Вроде бы неплохо для начала. Его не отторгли, как инородное тело. Но этим сразу обозначилась его латентная зависимость от региональных элит или нежелание дистанцироваться от них. На выборах председателя ЗСНО Досаев проголосовал за единоросса Евгения Люлина. Вспомним, что Сардана Авксентьева не стала голосовать ни за единоросса Вячеслава Володина, ни за кандидата от КПРФ Дмитрия Новикова. Тут дело не только в том, что Досаев – это бесконфликтный человек, который пытается вписаться в систему, но и в том, что между федеральной вольницей и региональной зависимостью большая разница. У Досаева, как я полагаю, сейчас не самое простое положение и в партии. Именно поэтому он активничает вовсю, делая разного рода заявления, устанавливая люки, которые украли и сдали в металлолом, высаживая деревья. Он хочет любой ценой удержать место лидера НРО НЛ. Рустам Досаев – это не “нечаевец” в чистом виде, он вроде бы не проходил курсов при “Фаберлике”, и не идейный “авксентьевец”. Он, конечно, ближе к “нечаевцам”. У него нет устойчивых политических взглядов, это такой типичный региональный конъюнктурщик. Он примкнул к очередному партпроекту, обойдя ранее практически все партийные офисы в Нижнем Новгороде. Тем не менее, тот факт, что Досаев примкнул к “Новым людям”, дал некоторым поверхностным нижегородским экспертам сделать ложный вывод о схожести прохоровской “Гражданской платформы” и нечаевских “Новых людей”. Рустам Досаев возглавлял и тех, и других. Да, схема общая. Есть основатели из числа крупных бизнесменов – Михаил Прохоров и Алексей Нечаев, есть лица партии Евгений Ройзман из Екатеринбурга и Сардана Авксентьева из Якутска. Но суть разная у проектов. Просто по-другому быстро сколотить боеспособную партию не получается. Вот Сергей Кириенко и использовал старые политтехнологические наработки по “Гражданской платформе”. Да и в регионах всюду лезут в проекты примерно одни и те же лица. Но это не значит, что ГП и НЛ – это “близнецы-братья”. Тем не менее, вспомним, что Досаев не очень успешно рулил здесь “Гражданской платформой”. Он участвовал в губернаторских выборах 2014 года, но тогда не зацепился ни за одну из башен нижегородского кремля для развития своей политической карьеры.

Уже говорилось о том, что программу “Новых людей” писала Сардана Авксентьева и для нее, но не факт, что для Алексея Нечаева эта “партия – голос регионов”. Тут главное в децентрализации бюджетной политики, чтобы у регионов и муниципалитетов было больше собственных средств. А также НЛ за возврат к прямым выборам в муниципалитетах. Авксентьева сама была избрана мэром Якутска на прямых выборах вопреки договоренностям местных элит. Получается странно, когда партия рубится за прямые выборы только из принципа, а сама не имеет каких-либо внятных кандидатов для участия в них. О реальных претендентах на победу мы даже не говорим. Допустим, НРО НЛ вносит законопроект о возвращении прямых выборов глав местного самоуправления в ЗСНО. А у самой партии есть только те потенциальные кандидаты, которые могут набрать на всенародных выборах по 2 – 3% голосов. Ясно, что региональные отделения будут за это ратовать чисто формально. Выполнили партийное поручение, внесли вопрос, получили отказ. И ладно. Таким образом, главная задача “партии регионов” в Нижегородской области – это поиск людей, которые могли бы всерьез побороться за пост главы Нижнего Новгорода, Дзержинска или Арзамаса. Если это будут выходцы из других партий, то в этом нет ничего страшного. Считаю, что было бы неплохо, если бы к “Новым людям” стали примыкать люди из “Единой России”. Это могло бы иметь довольно мощный эффект. Можно вспомнить, как перед выборами в ЗСНО-2011 из ЕР в КПРФ перешел действующий депутат Заксобрания Александр Кузнецов, к которому были претензии по голосованию. Тогда это повысило акции коммунистов на выборах.

“Новые люди” в период выборной кампании говорили о “единой партии власти из четырех парламентских партий” и общности новых партий, о “старых думцах”, оторвавшихся от реальной жизни людей, и новых политиках. Но они не вбивают клинья в “единую партию власти”. А вот разорвать “Новых людей” на кусочки хотела бы, например, партия “СР-Патриоты-За правду”. В Нижегородской области между ними тоже не все ровно. СРЗП уже сделала первый заход, предложив Сардане Авксентьевой перейти “на сторону народа” из фракции НЛ, где ее вроде как зажимают. Это означает, что НЛ будут все время под атаками. И не факт, что “Новые люди” выдержат прессинг, который обещает быть практически беспрерывным.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх