Нехватка здравого смысла

Что не так с обвинением главы "Теплоэнерго" ?

29 июля 2024

Это не первое громкое уголовное дело в Нижегородской области с начала года. Но, пожалуй, первое, когда под ударом оказался не политик, не высокий чиновник, не муниципальный чиновник-взяточник, а управленец, работа которого всегда высоко оценивалась профессиональным сообществом. Речь о генеральном директоре АО “Теплоэнерго” Илье Халтурине. Сфера ЖКХ не самая позитивная, его трудно заменить. Поэтому, интересно разобрать, что же на самом деле происходит?

Илья Халтурин в течение 6 лет руководит АО “Теплоэнерго” – немалый срок для этой сферы. Под его управлением объединили “Теплоэнерго” и “Нижегородский водоканал” – это почти беспрецедентно. Сейчас проблемно его заменить на должности руководителя сразу двух ресурсоснабжающих компаний. И вот следственными органами СУ СК по Нижегородской области возбуждено уголовное дело в отношении гендиректора АО “Теплоэнерго”, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного п.”в”,ч.3, ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий). По версии следствия, в период с 2022 по 2023 годы дочерняя организация “Теплоэнерго” провела монтажные работы по строительству котельной в отсутствии разработанной проектно-сметной документации. Подозреваемый, зная об этом, дал указание директору дочерней организации заключить договор подряда с аффилированной компанией по разработке ПСД в нарушение процедуры закупки. Как я обычно пишу в таких случаях, ст. 286 УК РФ – это “адвокатская” статья, то есть там у защиты есть возможность побороться за своего клиента. Изучение судебной практики по уголовным делам различных судебных инстанций свидетельствует о том, что наибольшие затруднения возникают при уголовно-правовой оценке особо квалифицированных видов превышения полномочий п.”а” и “в” ч. 3 ст. 286 УК РФ – бывают ошибки. Это ровно то, что можно сказать и о “деле Халтурина”.

Насколько я понял, по версии следствия “превышение должностных полномочий” со стороны должностного лица Халтурина состоит в том, что он при исполнении своих обязанностей, то есть оставаясь в их рамках, дал такие указания своим подчиненным, что их выполнение должно было скрыть его служебные ошибки или недоработки всей команды “Теплоэнерго”. Мол, он не проконтролировал то, что монтажные работы на котельной прошли без ПСД. И чтобы скрыть это свое упущение и прикрыть самодеятельность дочерней структуры, торопившейся выполнить работу уже в ходе отопительного сезона, Халтурин дал указание задним числом сделать ПСМ без проведения торгов. Это и было выявлено правоохранительными органами. Но если это так, то речь идет не о превышении должностных полномочий, а о злоупотреблении должностными полномочиями. А это уже не ст. 286 УК РФ, а ст. 285 УК РФ, которая является более мягкой. То есть, Илья Халтурин действовал ровно как любой гендиректор крупной компании, которой нужно выполнить “кровь носом” работы на теплоисточниках до наступления холодной погоды. Сроки в теплоэнергетике – это ключевой фактор. Гендиректор “Теплоэнерго” так или иначе исполнял свои полномочия, не залезая в полномочия регулирующих или контролирующих органов. Халтурин, давая поручения своим подчиненным по профилю их деятельности, мог только злоупотребить своими собственными полномочиями.

О чем все это может говорить? Кажется, следствие с самого начала принимает обвинительный уклон и действует с завышением вины подозреваемого. Почему? Низкая квалификация следователей? Вряд ли. Или было острое желание, чтобы подозреваемый оказался под арестом в СИЗО и легче бы пошел на признание вины и сделку со следствием? В целом ряде уголовных дел я наблюдал подобный инструмент давления. Это уже практически классика жанра.

Особо следует остановится на п.”в”, ч.3, ст. 286 УК РФ. Это не про корыстную заинтересованность, а про иную личную заинтересованность, например, скрыть служебные ошибки. Вот интересно, перед кем надо было что-то скрывать? Халтурин возглавляет “Теплоэнерго”, подчиняется мэру Нижнего Новгорода, первому заместителю главы администрации по ЖКХ, директору департамента ЖКХ. Но фактически эти должностные лица не вмешиваются в оперативную деятельность “Теплоэнерго”, а контролируют ее через цифровые отчеты, а также жалобы жителей. Единственная сфера контроля, которая за ними осталась, это благоустройство территории, где проводилась либо реконструкция сетевого хозяйства, либо его аварийный ремонт. По документам мэр отвечает за теплоснабжение Нижнего Новгорода, но по факту он делегировал этот функционал руководителю “Теплоэнерго”. И выходит, что никто в администрации не стал бы детально изучать деятельность компании и служебные ошибки гендиректора. Главное, что котельная была запущена до суровых зимних холодов. А если бы служебная ошибка Халтурина и всплыла, то вряд ли он был бы наказан по служебной линии или снят с должности мэром. Зачем ему что-то скрывать?

У гендиректора “Теплоэнерго” другое объяснение его действий. Компания строила котлоагрегат в разгар отопительного сезона. Выяснилось, что проектная документация требует корректировки. Компания, которая изначально занималась проектированием, отказалась вносить изменения. Тогда решили заключить срочный договор с другой организацией, чтобы на долгое время не останавливать работы. Закон позволяет в определенных обстоятельствах проводить закупку без конкурса, если на то есть веская причина. Если бы в данном случае контракт не был заключен, у жителей некоторых домов могли бы возникнуть трудности с подачей тепла. Решение о закупке у единственного поставщика принималось не единолично гендиректором, а специально созданной комиссией. Кстати, 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” действительно предусматривает закупку у единственного поставщика в ст. 93 в п. 8 по оказанию услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и так далее, а также п. 23.

Обращает на себя внимание то, что версии следствия и подозреваемого отличаются. Следствие считает, что ПСД было подготовлено после строительных работ, что выглядит довольно странным. Как выразился один “силовой” телеграм-канал, имитировали бурную деятельность всякими левыми договорами и бумажками. А подозреваемый утверждает, что недочеты в проектировании выявились в ходе строительства, и пришлось вносить туда изменения срочным образом, так как уже начался отопительный сезон, и нельзя было останавливать монтаж. На самом деле, подобные ситуации случаются в различных сферах. Один из самых известных – затягивание капремонта школы №167 в Нижнем Новгороде из-за непроработанной проектно-сметной документации. Во время ее ремонта выявились несоответствия, это потребовало корректировки и привело к увеличению срока выполнения ремонта. Но если для строительства школ это не считается “диверсией”, то оставление людей без тепла категорически запрещено. Телеграм-канал “силовиков” утверждает, что монтаж котельной тепловиками неоднократно затягивался. Но не с преступными же целями. Мы видим, что и ремонты школ и детских садиков по разным причинам затягиваются, а потом выясняется, что изначально некачественными были проекты.

Следствие утверждает, что в силу управленческих решений Ильи Халтурина наступили “тяжкие последствия”. А в чем они? Люди замерзли или сильно пострадали? Нет. Наоборот. А аварии случаются в ЖКХ сплошь и рядом. Деньги ушли на яхту и премиальные авто, часы и золотые унитазы? На судебном заседании по мере пресечения это не прозвучало. Гораздо более тяжкие последствия для нижегородского теплоснабжения были как раз не допущены. А вполне могли случится из-за бездействия руководителя, когда бы он не стал ничего делать, раз проект некачественный, и был повод долго “тянуть резину” с пуском дефицитного тепла на прилегающей территории Советского района.

Кстати, припоминаю, что директор департамента культуры администрации Нижнего Новгорода Роман Беагон некоторое время назад привлекался за злоупотребления должностными полномочиями, да еще и довесок у него был в виде покушения на мошенничество. Ему тогда в суде избрали меру пресечения в виде домашнего ареста. Случится ли в данном случае переквалификация действий Ильи Халтурина со ст. 286 УК РФ на ст. 285 УК РФ? Не знаю, но это было бы более профессионально. Потому что во главе угла всегда должен быть здравый смысл. Особенно у судей.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх