Не сравнить

Ищем различия в отчетах мэров за нацпроекты

15 декабря 2021

Многие нижегородские эксперты и журналисты прямо или косвенно сравнивают отчеты по национальным проектам в декабре 2019 года и вчерашний в гордуме Нижнего Новгорода. Присоединюсь и я к этому сонму аналитиков, фокусируясь на различиях двух вроде бы однотипных мероприятий.

Внеочередное заседание гордумы Нижнего Новгорода от 11 декабря 2019 года началось с того, что депутаты решали, как голосовать по оценке отчета по нацпроектам: тайно или открыто? Сам этот факт свидетельствовал о том, что нечто недоброе надвигается на мэра Владимира Панова. Решили, что оценивать отчет станут тайно. Это было в минус Панову. 14 декабря 2021 года такого вопроса не было. Голосование само собой подразумевалось открытым: все свои собрались, от кого таиться-то?

Два года назад присутствовавший на заседании гордумы вице-губернатор Евгений Люлин произнес вступительную речь, которая изобиловала двусмысленностями: надо самокритично посмотреть, как выполняются масштабные задачи, пока не умеем работать с масштабами, не надо искать виноватых и так далее. После этой витиеватой речи слово получил министр экономики Игорь Норенков, который рассказал о нацпроектах. 14 декабря 2021 года все стартовало без прелюдий. Заместитель губернатора по внутренней политике Андрей Гнеушев вступительное слово почему-то не молвил. Все началось с места в карьер.

В 2019 году глава Нижнего Новгорода Владимир Панов сам докладывать о выполнении нацпроектов не стал, а предоставил слово ответственным из числа своих заместителей и директоров департаментов. Это выглядело сугубой осторожностью. Панов лишь дополнял ораторов, которые чувствовали себя скованно. Уж лучше бы он сам выступил перед депутатами. Видимо, поняв, что зря так построил отчет, на вопросы он взялся отвечать сам, и легко ему не пришлось. В 2021 году мэр Юрий Шалабаев сам отчитался по нацпроектам. Вопросы ему, конечно, задавали, все должно быть солидно, но было понятно, что никто из депутатов не собирался ими поставить в тупик главу города.

Еще одна разница состояла в том, что по отчету 2019 года были выступления депутатов. А вчера выступавших не оказалось. Может быть, они бы и нашлись, но председательствующий не предложил выступить, чем определенно нарушил регламент.

По итогам отчета от 11 декабря 2019 года и речи не могло быть о консолидированном голосовании фракции “Единой России”, которая составляет абсолютное большинство депутатского корпуса в гордуме Нижнего Новгорода. После выступления Шалабаева и вопросов к нему было сделано заявление о том, что еще вчера, до доклада и ответов на вопросы фракция “Единой России” уже приняла решение о консолидированном голосовании с оценкой “надлежаще”. Эту позицию подкрепил заместитель губернатора Андрей Гнеушев, который кратко сообщил, что все работали совместно, и оценка от правительства тоже “надлежаще” по всем шести нацпроектам.

Очень странно, когда сторонники Панова недовольны тем, что при нем детские садики не были достроены к концу отчетного года, и по нацпроекту “Демография” голосование оказалось на грани: 5 голосов за “надлежаще”, 13 – за “удовлетворительно” и 18 за “неудовлетворительно”. А у Шалабаева все 32 голоса за “надлежаще” при том, что на 1 декабря тоже есть несданные детские садики. Можно считать, что оценки ставят исключительно за результаты строительства детских садиков, а можно считать, что кроме сроков сдачи объектов в эксплуатацию для депутатов важно доверие к главе города или отсутствие оного, доверие к его команде или недоверие к ней. Это как при покупке акций на фондовом рынке – дело не столько в том, какие материальные активы за ценными бумагами, сколько в том, какие перспективы у той или иной компании и какое к ней доверие. Так и тут. В Панова, как управленца, депутаты не верили, его взаимодействие с региональным правительством считалось неэффективным, к самим депутатам он относился не очень. В Шалабаева, как управленца, депутаты верят, его взаимодействие с региональным правительством считается высокоэффективным, с депутатами он вполне ладит. А значит, если и есть проблемы, то это болезнь роста, они временные. И будут исправлены в дальнейшей совместной работе, которой при Владимире Панове не получалось.

Поэтому просто сравнивать, что было в 2019 году и в 2021 году, нельзя. По сути дела, не было ничего общего, как это ни парадоксально.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх