Наша потеря

Мэр Иван Носков уезжает работать в Самару

2 октября 2024

Глава Дзержинска Иван Носков уезжает работать в Самару. Было бы глупо, если бы его не перехватили при явной недооценке в “нижегородской команде”. Слухи о мэрстве Носкова в Вологде несколько месяцев назад стали первым звонком. Его не услышали. И вот второй и последний звонок. До сих пор не понимаю, почему Носкову не нашлось поста в Нижегородской области? Считаю, что это тяжелая потеря для системы управления в регионе.

В Нижний Новгород Иван Носков прибыл почти одновременно с и.о. губернатора Глебом Никитиным осенью 2017 года. Как я понял, они пересекались по работе в центральном аппарате Фонда федерального имущества в 2007 – 2009 годах. Носков должен был для начала оценить управленческие кадры в администрации Нижнего Новгорода, чтобы стать потом заместителем у главы города Владимира Панова – для подстраховки, по сути быть “теневым мэром”, глазами и ушами губернатора в областном центре.

Впервые о Носкове я услышал зимой 2017 года. Было это так. Глава одного из районов Нижнего Новгорода рассказал, что ему на днях почему-то не спалось, в Нижнем шел снег, и он решил в 6 утра посмотреть, чем занято районное дорожное предприятие. Приехал, и интуиция его не подвела – подъехал советник губернатора Иван Носков. В его голове мелькнула фраза из фильма Леонида Гайдая: “Это я неплохо зашел”. Встретившись в 6 утра во время снегопада, эти два трудоголика нашли друг друга. Глава района был под впечатлением от Носкова: вот бы его мэром Нижнего Новгорода! Когда Иван Носков в начале 2018 года стал заместителем главы администрации Нижнего Новгорода, управленцы к нему потянулись. Образовался круг единомышленников Носкова.

Было понятно, что Панов и Носков – очень разные люди, и долго вместе они не проработают. Ближе к концу 2018 года между ними произошел конфликт. Видимо, какая-то межличностная перепалка, после которой работать вместе уже невозможно. К этому времени у губернатора Глеба Никитина, уже без приставки и.о., появился “камешек в ботинке” – проблемный Дзержинск с населением более 200 тыс человек. Там не очень хорошо прошли губернаторские выборы в 2018 году, и вообще он контролировался местными кланами, которые пытались подороже продать нижегородскому кремлю свою якобы лояльность. Не думаю, что Никитин планировал Носкова на Дзержинск. Считаю, что это кадровое решение созрело спонтанно по ситуации: Носков уходит из Нижнего – и куда его теперь? Это выглядело, как ссылка, как недооценка. Но Носков никогда не был до Дзержинска первым номером. Он, образно говоря, обычно таскал пианино, а не играл на нем. Причем таскал для тех, кто на вопрос “Умеете ли вы играть на пианино?” отвечают “Не знаю, не пробовал”. Носков согласился на небольшой город, с репутацией сложного, где ни разу не был. Ведь Носков на тот момент сменил огромное количество городов: и больших, и малых. На самом деле, решение губернатора было нетривиальным. Все-таки канонически руководителем муниципалитета должен быть местный или человек хоть с какой-то привязкой к данной местности. Конечно, Дзержинск – это “город приезжих”. Его местные политологи часто называли, как Америку, “плавильным котлом”. Но Носкова там приняли сначала настороженно, а потом недружелюбно из-за того, что он … неместный. До сих пор дзержинские анонимные телеграм-каналы пытаются на этом играть.

Дзержинск в Горьковской области в советские времена имел высокий уровень уличной преступности, шли бои микрорайон на микрорайон, там были крепкие и духовитые парни, которые всегда готовы не только дать отпор, но и ударить первыми. Не случайно один из самых известных “воров в законе” Воскрес родом из Дзержинска. Это и понятно. Приезжему надо было правильно поставить себя в новом для себя городе. Но, видимо, многие крутые парни в 1990-ые уехали туда, где больше денег. И в городе остались те, кто предпочитает бить в спину или напасть из-за угла. Вот такая публика и ополчилась на Ивана Носкова. Они не умеют делать больно, но создают неприятную атмосферу. Собирательный образ дзержинских критиков Ивана Носкова – это Виктор Михайлович Полесов из “Двенадцати стульев” Ильфа и Петрова, “кипучий лентяй”, который бегал по городу и все критиковал. Шесть лет эти полесовы пытались пить кровь главы Дзержинска, вроде как подмечая недостатки. Они теперь побегут к новому главе города, и если он откажет им в работе и деньгах, будут “мочить” его, сравнивая с Иваном Носковым.

Политически Иван Носков – это довольно сложное явление. Он опирался на поддержку губернатора Глеба Никитина, но в региональном правительстве у него не со всеми было ровно. В местной политике он давал понять, что силен, но не применял силу. Его высказывание на Дне города: “Тех, кто нам будет мешать, мы сметем, растопчем и забудем”. Многие тогда были в шоке. Но “дозировку” в применении силы в Дзержинске поначалу принимали за слабость. Носков никого не посадил, хотя от него этого ждали и чуть ли не просили, чтобы поквитаться со своими врагами его руками. Ведь считалось, что у него большие связи в силовых структурах. Он, по большому счету, ни у кого ничего не отжал и не отнял. Дзержинский водоканал так и остался частным. Теплоэнергетика – у частной “Т Плюс”. В конфликты ДВК и домоуправляющих компаний администрация города не вмешивалась, оставаясь над схваткой. Казалось бы, это нетипичное поведение сильного главы. Он должен отрывать головы, сажать и отнимать бизнес. Но как-то незаметно Носков все-таки стал “хозяином” города.

Поддержали Носкова в первую очередь промышленники. На стороне Носкова также оказалась влиятельная еврейская община. Дума Дзержинска признала его сначала, видимо, не без фиги в кармане, а потом истинно. Постепенно население увидело в нем “народного мэра”, который готов напрямую общаться с населением и держать слово. За шесть лет в Дзержинске Носков привык быть первым, стал терпимее. Не стал хорошим оратором из-за чрезмерного волнения – это, пожалуй, самое слабое его место. Он лучше делает, чем говорит. В Самаре это может стать определенной проблемой. Но после Дзержинска, где удары в спину в порядке вещей, теперь Носкову нигде не страшно.

Иван Носков много, где поработал. В Дзержинске, наверное, дольше, чем где-либо. Но Носков “склонен к перемене мест”. Он сам говорил, что дольше 5 – 6 лет на одном месте работать трудно, если не появляется новых больших задач. Тем не менее, стало уже казаться, что в Дзержинске он точно до 100-летнего юбилея, который будут отмечать в 2030 году. Было видно, что Дзержинск ему нравится. Но он сам копал под себя – активно работал с федеральными структурами. Федералы видели, что в Дзержинске засиделся “отличный парень”, который достоин бОльшего, чем быть главой небольшого города. И вот Носков переезжает в Самару, в город-миллионник.

Считаю, что нижегородская власть просто не сумела в полной мере использовать потенциал Ивана Носкова. Что мешало назначить его, например, главой Нижнего Новгорода? Почему Самара его “берет не глядя”, а Нижний искал причины почему его “нииизя”. Кто-нибудь может объяснить такое отношение к кадрам в Нижегородской области? Я считаю, что главная причина в том, что на территории Нижнего Новгорода много веков торговая, купеческая среда, а потому ценится больше всего исполнительность в стилистике “подай – принеси”. Кому мы удружили и угодили, что Носков будет в Самаре? Понятно, что Нижегородская и Самарская области сейчас “ростеховские”. И “трансфер игрока” происходит как бы в рамках “команд”, у которых общий куратор. Мы просто подарили городу-конкуренту системообразующую фигуру. В Нижнем Новгороде почему-то таким вещам радуются. Мол, наши кадры в цене. Но ведь это полная чушь. Получится ли у Ивана Носкова в Самаре? Трудный вопрос. Думаю, что многое будет зависеть от отношения самарского губернатора к нему. Если Носкова там будут ценить больше, чем в Нижнем, то наши устанут пыль глотать.

Предыдущая статья: Следующая статья:
 Подписка по E-mail
 Последние комментарии
Свежие записи
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх