Недавно интернет гремел о том, что шум от строительства метро мешает жителям некоторых домов по улице Горького. Сейчас некоторые жители Нижнего Новгорода расстроены тем, что под строительство метро идет вырубка деревьев. Россия – свободная страна, а Нижний Новгород – один из самых демократичных городов страны. У нас все имеют право на свою точку зрения, в том числе по проблематике строительства метро. Но лучше, если эта точка зрения хоть как-то соотносилась с реалиями жизни.
Фото govoritnn.ru
Любая стройка в городе вызывает то или иное недовольство. Тем более, такая масштабная, как строительство метро. Кто-то, генерируя такое недовольство, с подачи антироссийских центров пытается остановить развитие Нижнего Новгорода, кто-то искренне жалеет вырубаемые деревья. Все очень жалеют. Главное – отделить мух от котлет. Не надо “воевать” с населением, надо терпеливо объяснять нижегородцам происходящее, и искать решения, которые смягчат понятное недовольство жителей. А суть дела состоит в том, что никто не хочет умышленно в ущерб городу и горожанам вырубать деревья. Значит, есть необходимость и нет другого выхода. Зато есть люди, которые пытаются предстать перед нижегородцами единственными и неповторимыми защитниками природы, зеленых насаждений от властей, которым якобы лишь бы очистить побольше территории от зелени. Они пытаются получить монополию на истину в вопросе судеб зеленых зон. У них задачи больше политические, а экология – это лишь прикрытие, чтобы легально получать западное финансирование. А что же нижегородцы? Население за строительство метро, но для них вырубка деревьев – это ложка дегтя. За их умы и души активно борются так называемые экологи и градозащитники. А власть считает, что люди и так, без объяснений, все понимают правильно.
Почему за последние 20 – 30 лет Нижний Новгород не стал “зеленым”? В советские времена город был индустриальным, он был закрытым для посещений иностранцев, экологии тогда не уделялось большого внимания. В последние десятилетия все поняли, что экология – это здоровье людей и продолжительность жизни. Но любое дерево может стать препятствием для реализации какого-либо проекта. Если сажать деревья, то потом они могут помешать развитию города. Вот мы и не видим новых зеленых насаждений там, где есть внятные перспективы развития территории. А город – это подвижная среда, в которой без изменений не обойтись. Одни здания сносят, а другие строят, одни деревья вырубают, а другие высаживают.
Есть и еще одна проблема. Застроенные ранее территории имеют разветвленную сеть подземных коммуникаций. Это накладывает ограничения на высадку деревьев. И зачастую власть резонно сообщает, что в мегаполисе негде сажать деревья. В этом есть доля правды. Отсюда и довольно агрессивная защита деревьев, как невосполнимого ресурса со стороны населения. Оно не очень хорошо представляет себе, где будут так называемые компенсационные высадки? И будут ли они вообще? С моей точки зрения, один из последних резервов для компенсационных высадок и вообще для новых деревьев – это жилые микрорайоны, как старые, так и в особенности новые. Трудно представить, что после строительства новых станций метро, которые необходимы городу, Нижний Новгород станет зеленее. Но, давайте, будем последовательными. Когда, например, эксперты и жители обсуждали расположение станций метро продолжения Сормовской ветки, практически никто не упоминал экологическую составляющую. Говорили о чем угодно, но только не о том, что если расположить новую станцию метро в центре Сормова, то вряд ли будут в полной мере сохранены скверы, которые там находятся. А потом те, кто ратовал за самое удобное для жителей размещение станции метро, игнорируя всяческие издержки, в том числе экологические, первыми бы стали возмущаться вырубкой деревьев. Разве не так?
Недовольство жителей вырубкой деревьев при строительстве тех или иных объектов стимулирует поиск решений, которые бы смягчили социальную напряженность. Требования людей заставляют власть осваивать новые “зеленые” технологии. В Москве при строительстве метро тоже вырубают деревья и население этим очень недовольно. Поэтому, там пытаются сделать так, чтобы не было выбора между развитием транспортной инфраструктуры и зелеными скверами. Линия теперь такая: одно другого не исключает. Там же, где срубили, высаживают новые деревья. Не “прутики”, а “взрослые” деревья. Их везут из питомников Тульской области. Выбирают те виды деревьев, которые приспособлены к жизни в большом городе. Чаще всего высадка крупномеров проводится зимой. Так они лучше приживаются. Специалисты говорят, что для хвойных пород это неплохо работает.
Примерно таким образом найден компромисс между жителями районов, где строится метро и вырубаются деревья, и городом в целом, которому необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Этот компромисс состоит в том, что город возвращает жителям то, что пришлось забрать, очень быстро, а не через много лет, когда “прутик” станет взрослым деревом. В Нижнем Новгороде тоже можно и нужно идти по этому пути. Тогда вырубка деревьев не будет восприниматься остро, а озеленение развитых территорий мегаполиса не станет обнуляться после строительства новых станций метро. Где возможно, там будет частично или даже полностью восстановлено озеленение. Может быть, экологам не стоит нагнетать напряженность, а подключиться к тому, чтобы пересадка крупномеров была успешной и деревья приживались.