Малые партии малых дел

Кому нужны новые партийные проекты?

1 октября 2021

Выборы в России в целом и в отдельных ее регионах неинтересны тем, что они предсказуемы. Заранее во многом понятно, какие партии пройдут в парламент, какие не пройдут. И даже набранные ими проценты не так уж сложно предсказать. Дело не в силе парламентских партий, а в широком смысле в неготовности к борьбе всех остальных партий, которые от выборов к выборам остаются аутсайдерами.

Скажи мне, как была создана партия, и я скажу на что она способна. По классику, “если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно”. КПРФ – наследница КПСС, у которой изъяли власть. Но в любом случае это историческая партия. “Единая Россия” – партия правящей элиты: крупные федеральные чиновники, губернаторы, олигархи. “Справедливую Россию” собрали, как конструктор лего в Администрации президента из нескольких успешных партийных проектов. Чтобы это была вторая “партия власти”. ЛДПР создал Владимир Жириновскиий сам и держит ее на плаву более тридцати лет, хотя в 1990-ые годы часто говорили, что на самом деле это проект КГБ. А как и для чего созданы другие партии? Для мелких целей, как правило. В лучшем случае, чтобы они стали пятой “партией власти”. Тут звезды не зажигают. Чаще их открывают, называют какими-то звучными именами и потом гасят.

Понятно, что партийно-политическая деятельность, что называется, регулируется государством. Есть несколько стадий регулирования: регистрация партии в Минюсте, допуск партий до выборов, допуск до информационных ресурсов, возможности снятия с выборов, возможность не так подсчитать голоса и так далее. При этом партии периодически тестируют на системность. Например, Партия пенсионеров должна поддерживать повышение пенсионного возраста. Иначе, ее не станут допускать до выборов. Все партии, кроме, может быть, КПРФ, должны поддержать “обнуление” президентских сроков и в целом поправки в Конституцию. В списках партий не должно быть “несистемщиков”. Если эти тесты или требования не выполняются, и “товарищи не понимают”, то партия считается несистемной со всеми вытекающими отсюда последствиями. И до выборов ее не допустят. Партии при этой “сдачи тестов” могут нести некие политические и электоральные издержки, но зато эта игра по правилам дает им “входной билет” на выборные кампании. На что-то реально претендующая партия должна иметь “крышу” в виде башни кремля или покровительство со стороны кого-то из ближнего круга президента. Чаще всего, этот или эти кураторы и определяют задачи партий на выборах. Нередко они ставят задачу не проявлять большой активности на выборах, потому что и так все хорошо. На уровне регионов у отделений партий тоже есть кураторы, связанные, как с московским кремлем, так и с нижегородским кремлем. Таким образом, все настолько жестко зарегулировано, что у каждой партии есть свой очень узкий коридор возможностей, из которого она даже не пытается выйти. Иначе, упрешься в стену и только разобьешь себе лоб.

А вообще, практика показывает, что очень важно, чтобы у партии на федеральном или на региональном уровне был лидер или лидеры, входящие во властную элиту. Так, у Патриотов России в Красноярском крае был лидером Анатолий Быков. У “Родины” в некоторых регионах и городах есть сильные лидеры. Мы в Нижегородской области помним, как Партия “молодых пенсионеров” на выборах в 2005 – 2006 годах несколько раз показала высокие результаты. За счет того, что в этой партии было несколько ярких действующих депутатов – успешных политиков. Очень важно, чтобы эти лидеры были не просто узнаваемыми лицами, они должны быть частью действующей власти. Тогда можно ждать высоких результатов. Если делать ставку на бывших представителей власти, то наверняка ничего не получится. Однако “Новые люди” показали, что можно пойти по альтернативному пути, который проложил очень давно Жириновский. Региональные отделения ЛДПР по своему составу, зачастую, довольно слабые. Но партия представлена в региональных парламентах за счет федерального ресурса. Если нет ни федерального ресурса, ни ярких местных лидеров, то избиратели могут просто не заметить такую партию. Из-за этого пролетели в сентябре 2021 года в Нижегородской области все так называемые “малые партии”, кроме “Новых людей”. У них не было федерального карт-бланша и местных лидеров, способных “наэлектризовать” обстановку.

Вот есть НРО Партия Роста. Предпринимательский партийный проект это абсурд. Потому что предприниматели не являются существенной электоральной силой, в отличие от тех же пенсионеров. Лоббирование интересов бизнеса идет не через партии, а через предпринимательские сообщества, которые находятся в диалоге или дискуссии с исполнительной властью. Это РСПП, ТПП, “Деловая Россия” и так далее. Участие бизнеса в политике в нынешних условиях возможно только с разрешения властей. Иначе этому бизнесу кирдык. В этих условиях Партия Роста часто говорит, что для нее важна не победа, а возможность через выборы и через своих немногочисленных депутатов продвигать некую точку зрения, повестку. Чтобы предпринимателей лучше слышали во всех ветвях власти. Интересно, что в такой партии закислились даже такие сильные политики, как экс-депутаты ЗСНО Александр Кузнецов и Александр Косовских. А ведь они ярко проявляли себя в других партиях. Считается, что Партия Роста принадлежит вовсе не Борису Титову, а Ростеху. Как и “Новые люди” это не столько проект Алексея Нечаева, сколько Росатома. Если Ростех сдерживает своего “скакуна”, то Росатом договорился с АП, то есть, сам с собой, о том, что “новым людям” надо дать статус пятой парламентской партии.

Давайте скажем честно, что никаких шансов не было ни у Партии пенсионеров, ни у Партии Роста, ни тем более у “Яблока” ни в России, ни в Нижегородской области. Все решено заранее еще до выборов. Как говорил в свое время Александр Цапин, “умные люди выигрывают выборы задолго до кампании”. Много лет назад принято политическое решение постепенно вводить в представительные органы власти “пятую точку”. В гордуме Нижнего Новгорода 2015 года был представитель Патриотов России, потому что ее НРО здесь приватизировал Олег Сорокин. В гордуме Нижнего Новгорода 2020 года есть представитель Партии Роста, потому что наш регион ростеховский. Очередь дошла и до того, чтобы в ЗСНО-2021 была малая партия. Ею стала по заказу АП партия “Новые люди”. Некоторые эксперты говорят о том, что избиратели не хотят голосовать за малые партии. Это совершенно не соответствует действительности. Люди очень бы хотели голосовать за малые партии и сделать их большими своими голосами, а не манипуляциями АП. Но эти партии не готовы показать товар лицом. Они всем своим поведением показывают избирателям: не надо за нас голосовать, от этого нам будет только хуже, мы здесь не для этого, а только для “демократизма” и многопартийности. И население улавливает этот импульс, в том числе с подсказок власти.

fingerlitleДело в том, что у нас избирает не население, а нижегородский кремль. Он решает, кто будет представлен в ЗСНО, а кто нет. И результаты голосования всегда точно совпадают с тем, как запланировала власть.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх