Ледовая свара

Как подменяют понятия накануне нового проекта

16 февраля 2022

Хоккейные команды так не бьются между собой, какие споры развернулись вокруг планов строительства ледового дворца для ХК “Торпедо” в Нижнем Новгороде. Только в игре не клюшки и шайба, а факты и домыслы, правда и ложь. Мои 5 копеек в эту свару.

Ледовый дворец должны построить за 3 года по концессии, вокруг которой и ведутся основные споры. Есть интересная точка зрения, что концессия – это скрытая кража денег. На самом деле, это, конечно, не так. Концессия – это определяемая 115-ФЗ схема, которая подразумевает участие в строительстве или реконструкции частного инвестора, потому что бюджетных средств не хватает на все подряд. Государство понимает это и чем дальше, тем больше создает условия для прихода инвесторов в Государственно-частные партнерства разных типов, одним из которых и является концессионное соглашение. Из последних мер федерального правительства – СЗПР, соглашение о защите и поощрении капиталовложений – вид господдержки крупных инвесторов. Государство дает очередной сигнал о том, что участие частных инвесторов в крупных проектах не только желательно, но и обязательно. Хватит 100% денег тянуть только из госказны. Но некоторые эксперты и блогеры видят только завуалированные хищения.

Вот что пишут про строительство ледовой арены в Нижнем Новгороде блогер Александр Пичугин и его напарник Александр Кулаков из “СТОПкартеля”. Стоимость хоккейного дворца – 16 млрд рублей, но бюджет выплатит концессионеру 26 млрд рублей, то есть на 10 млрд больше, чем если бы использовалась “обычная” схема финансирования.

Во-первых, цифра 10 млрд виртуальная, а не реальная. “Обычным” способом финансирования Кулаков называет бюджетный кредит, который федеральный бюджет дает регионам обычно под 0,1% годовых. Но у Москвы нет возможности финансировать всех и вся бюджетными кредитами, их не напасешься. За такими по сути беспроцентными кредитами очередь была бы бесконечной. Всем это понятно, кроме Пичугина и Кулакова. Если бы стадион строился под ЧМ по хоккею, то это крупная госзадача, а если регион просто хочет хорошую ледовую арену, то это уже только его проблема. Разве это не так? Еще несколько месяцев назад Москва дала сигнал губернатору Глебу Никитину, что считает 2022 год продолжением 800-летнего юбилея, и готова дать 5 млрд на дворец для хоккея с шайбой, но это максимум. Таким образом, “обычный” способ финансирования не подходит.

Блогер Пичугин с порога называет концессионера ООО “Ледовый дворец” фирмой-однодневкой. В Интернете есть подробное описание фирм-однодневок и основные их признаки, так что это явная клевета. “Ледовый дворец” имеет собственников “Корпорацию развития Нижегородской области” и ООО”Технопарк Н20″. КРНО – это госструктура при региональном правительстве. “Технопарк Н20” – это частная структура из особой экономической зоны “Кулибин” в Дзержинске. Директор “Ледового дворца” тоже из КРНО. Таким образом, концессионер полностью контролируется государством. Какая же это фирма-однодневка? Действительно, она создана под данное концессионное соглашение по строительству ледового дворца в Нижнем Новгороде. Но это обычная практика, когда создается специальное новое предприятие, чтобы была исключена ситуация с обязательствами и обременениями на этом предприятии. Дальше будут конкурсные процедуры.

Будет ли участвовать в конкурсе ООО “Ледовый дворец”? С высокой степенью вероятности – да. Но это не означает, что никто не имеет возможности пойти на конкурс. Это только означает, что государство доверяет “Ледовому дворцу” распоряжаться бюджетными и инвестиционными ресурсами в миллиардах рублей. Чтобы стадион был действительно построен и денежные средства не ушли куда-нибудь. В таких случаях можно говорить о минимизации рисков, которые заложены в 115-ФЗ о концессионных соглашениях. Действительно, 44-ФЗ позволяет снизить цену строительства объекта на открытом конкурсе. Но там велики риски наткнуться на нерадивого и даже вороватого подрядчика, когда через 3 года не будет ни стадиона, ни денег. Блогер Пичугин приводит примеры неудачных концессий. А разве по 44-ФЗ все и всегда идет гладко? Есть примеры строительства футбольных стадионов к ЧМ-2018. Все помнят, как по ходу строительства увеличивались суммы на строительство объектов. И что?

Теперь о разнице в ценах: арена стоит 16 млрд, а концессионер может получить не 26 млрд, а до 26 млрд в течение 10 лет. Можно было бы даже так сказать: через 10 лет за счет инфляции эти 16 млрд превратятся в 26. И закрыть на этом пустые разговоры блогера и эксперта. Но давайте, все-таки посчитаем доходы концессионера. Известно, что на строительство хоккейного дворца спорта федеральный бюджет выделяет 5 млрд рублей. Региональный бюджет выделяет тоже 5 млрд. Суммарно получается 10 млрд бюджетных средств. Нужен инвестор, который внесет недостающие внебюджетные средства при любом варианте развития событий. Он обязуется внести минимум 5 млрд. Если федеральный бюджет не даст денег по какой-то причине, то инвестор должен найти 10 млрд, иначе проект не будет реализован. Это могут быть, как собственные средства инвестора, так и заемные. Инвестором может вообще выступать инвестиционный банк. Эти 15 млрд и есть те деньги, на которые подрядчик должен построить ледовую арену. Таким образом, областное правительство не может гарантированно за 3 года построить ледовую арену – есть финансовые риски, что денег не будет. Но в связке с реальным инвестором таких рисков нет. За десять лет концессионер должен получить до 26 млрд рублей за то, что он не только аккумулирует 16 млрд на строительство, но и строит сам или через субподрядчиков. За это он получает уже обозначенные 10 млрд бюджетных средств. Далее, область возвращает ему 5 млрд вложенных внебюджетных, инвестиционных средств. Если эти средства были заемными, то возвращает и проценты по кредиту. И еще концессионер 7 лет получает средства по 115-ФЗ за использование стадиона: проводит там различные платные мероприятия, сдает лед в аренду и так далее. Прямых выплат из бюджета это не подразумевает. Несложно подсчитать, что после постройки стадиона примерно к сентябрю-октябрю 2025 года, когда стадион должен быть полностью готов к очередному сезону ХК “Торпедо”, из областного бюджета будет выплачено ООО “Ледовый дворец” примерно 11-12 млрд рублей. Все. А суммарно 26 млрд концессионер сможет заработать только если во дворце спорта будут каждый день большие коммерческие мероприятия, и в год его доходы будут не менее 1 млрд рублей. Есть ли тут что-то страшное? Какая-то огромная невыгодность для областного бюджета? Нет.

Блогер и эксперт из “СТОПкартеля” ссылаются на неудачные концессии. Мы еще приведем пример неудачной концессии. Например, “Нижегородский водоканал”, который напрямую концессионер. Он должен был инвестировать 8 млрд рублей на цели водоснабжения и водоотведения, кредитуясь в инвестиционных банках и крупнейших коммерческих банках. Ничего не получилось. В чем причина? Нужен реальный частный инвестор, который верит в проект и отвечает за него вместе с областным правительством – тогда банки дают деньги. Кроме того, федеральный центр за привлечение инвесторов и против того, чтобы все финансировалось только из бюджета. Я не уверен, что федеральный центр даст обещанные 5 млрд, если не будет частного инвестора в этом проекте.

Кулаков из “СТОПкартеля” заявляет, что государство, в данном случае, областное правительство, утрачивает контроль над расходами. Это клевета. Сколько можно голословно произносить страшное? Он говорит о создании огромной задолженности бюджета перед концессионером, которая в разы превышает стоимость строительства объекта. Это не так. И практика концессий становится все шире. Разве Пичугину и Кулакову неизвестно, что и школы без цифры 800 в Нижнем Новгороде уже несколько лет строятся и реконструируются и по концессии?

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх