Надеюсь, что рано или поздно наступит момент, когда сделают фундаментальный труд, который я бы назвал “Кто и как разбогател на Нижнем Новгороде”. В ней был бы и рассказ о жизни и деятельности нижегородского предпринимателя Дмитрия Дзепы. Думаю, федеральная коммерческая газета “Версия” выполнила некий заказ, передрав из интернета несколько историй о Дзепе, не вникая в суть. Хотел бы добавить свои 5 копеек именно для понимания явления “коммерсант Дзепа”.
Мне кажется совершенно неверным посыл “Версии” о том, что Дмитрий Дзепа – дитя 1990-ых годов из якобы бандитского прошлого. Дзепа реально сформировался в “нулевые” в коридорах власти. Я хорошо помню, как в 2003 году спросил одного чиновника про управляющего делами администрации Нижнего Новгорода Дмитрия Дзепу. Как, мол, он на этой должности? Мне ответили: “Он стал совсем другим, у него даже походка изменилась”. Как Дзепа попал в Серый дом? Видимо, он принимал самое активное участие в выборной кампании Вадима Булавинова в 2002 году. И когда Булавинову выделили квоту на 5 – 6 своих людей в новой администрации, он включил туда и Дмитрия Дзепу. Кто еще был в этой компании? Алексей Ляпин – заммэра по имуществу и земле, Денис Козлов – секретариат мэра, Светлана Утросина – департамент финансов, Вадим Агафонов – департамент строительства и Дмитрий Дзепа – управление делами администрации города. В 2005 году Люпин, Козлов, Дзепа и Агафонов ушли из администрации города. Злые языки говорили, что сотрудники силовых структур нажали на мэра, чтобы он убрал своих ребят, иначе будут большие разбирательства. Я думаю, что дело в другом. Уже были подготовлены многие решения, которые надо было реализовать. И лучше было, чтобы тот же Дзепа не числился чиновником, а был бы независимым бизнесменом, который мог спокойно провести схемы по приобретению земли и имущества.
“Версия” пишет подробно про инвестиционные контракты так, как будто ими пользовался только Дзепа. Нет. Так называемые инвестконтракты начали действовать в Нижнем Новгороде еще в 1996 году, то есть при мэре Иване Склярове. А в 2019 году глава города Владимир Панов все никак не мог решить – запретить их или нет? Таким образом инвестконтракты существовали много лет. Их надо детально просмотреть. И тогда история “разграбления” Нижнего Новгорода будет намного яснее: кто какие здания получил и на каких условиях? Что там располагается сейчас?
Я вот каждый день вижу, как в центре Сормова строится многоквартирный дом на том месте, где один из депутатов, как писали тогда СМИ, за правильное голосование по сложному вопросу получил в 2007 году инвестконтракт на “Сормовские бани”. И вот сейчас на их месте заканчивается строительство “клубного” жилого дома, видимо, для лучших людей района. Многие депутаты гордумы попользовались этими инвестконтрактами – и во времена Булавинова, и после Булавинова, но уже не так обильно. Депутаты несколько раз тормозили эти инвестконтракты, а потом это опять как-то возобновлялось, чтобы привлечь инвесторов. Не исключаю, что Дмитрий Дзепа через них как-то получил больше всех.
Есть еще известная ситуация с улицей Грузинской, где бизнесмены имели планы построить многоэтажный жилой дом. Они поставили в известность об этом администрацию Нижнего Новгорода, и тут же несколько домов на данном земельном участке были расселены Дзепой. Бизнесмены для постройки дома должны были уже либо выделять какое-то число квартир Дзепе, либо брать его в партнеры по строительству. Таких ситуаций было, видимо, несколько. Это замечательный бизнес, не хуже инвестконтрактов. В итоге, за время мэрства Вадима Булавинова Дмитрий Дзепа стал состоятельным человеком с большим количеством недвижимости.
Что же касается “дела Александра Бочкарева”, которое касалось выборов в гордуму Нижнего Новгорода, то надо сказать, что Дмитрий Дзепа несколько раз пытался стать депутатом – он 4 раза участвовал в выборах.
В первый раз в 2003 году в Госдуму по спискам Народной партии, в которой одним из руководителей был Вадим Булавинов. Это еще одно доказательство того, что Дзепа был “человеком Булавинова”.
В 2005 году Дзепа, будучи заместителем председателя местного отделения Партии пенсионеров, избирался в гордуму Нижнего Новгорода. То есть, он уже тогда вошел в команду Александра Бочкарева.
В 2006 году Дзепа от Партии пенсионеров пытался избраться в Заксобрание Нижегородской области.
И вот, наконец, в 2015 году были эти злосчастные выборы в гордуму Нижнего Ноывгорода, когда он шел от “Справедливой России”, числясь директором по финансовым и юридическим вопросам ИП Дзепа Валентина Дмитриевна.
История эта хорошо известна. В 2010 году у Дмитрия Дзепы было большое желание стать депутатом. Но в последний момент ему сказали: “Ты не идешь, а в 2015 году ты уже по-любому депутат”. В 2010 году каждый голос депутата был на вес золота. “Справедливая Россия” была за губернатора Валерия Шанцева и бизнесмена Олега Сорокина. А Дзепа был, конечно, за Булавинова. Поэтому Шанцев и Сорокин дали жесткое указание Александру Подлесову и Александру Бочкареву Дзепу отсечь от выборов – это и было сделано. А в 2015 году за гарантированное уже место вдруг с Дзепы запросили 5 млн рублей. Он был очень удивлен, но согласился заплатить. Ему при этом сказали, что он уже практически в гордуме. Но он туда не попал и попросил вернуть деньги. Ему ответили: “Какие еще деньги, мы ни про какие деньги ничего не знаем”. И началось! Но не сразу, а только в 2017 году, когда в Нижегородской области власть сменилась.
Считать, что Дзепа виноват в смерти Бочкарева – это очень большая натяжка. Думаю, что к дележу наследства Бочкарева он вообще никакого отношения не имеет. Это уже какие-то запредельные выдумки. Конечно, жаль, что в 2015 – 2016 годах не нашлось арбитра, который бы рассудил Бочкарева и Дзепу. Говорят, что Вадим Булавинов к тому времени полностью потерял влияние на Дмитрия Дзепу. Что же касается раннего ухода Александра Бочкарева, то я видел его в суде за неделю до ухода – он выглядел очень плохо и создавал впечатление тяжело больного человека. Его кончина была неожиданной для тех, кто не хотел верить, что Бочкарев, так трепетно относившийся к своему здоровью, может уйти молодым.
На Нижнем Новгороде неплохо наживались буквально по 2 – 3 схемам, в том числе и по инвестконтрактам. Не знаю, сколько объектов по ним попало к Дзепе, но он не уклонялся от участия. Что сейчас правоохранительные органы могут предпринять – ума не приложу. Формально все это законно. Выходит, что бедный Дмитрий Дзепа, помощник своей мамы или советник по юрвопросам своего друга Фролова, реально является “нижегородским Корейко”.
А если когда-нибудь получится опубликовать списки, кто что взял у Нижнего Новгорода и на каких условиях, то нижегородцы очень удивятся, как ловко все было провернуто двумя десятками дзеп.