Когда Иосиф Сталин узнал, что на выступлении поэтессы Анны Ахматовой зал встал, приветствуя ее, он задал вопрос чиновникам от культуры: “Кто организовал вставание?”. Давно нет сталинизма, большевизма, коммунизма и комсомола, но наши руководители мыслят все в тех же категориях: “Кто организовал напечатание статьи?”. По моим данным, заместитель главы Администрации Президента Сергей Кириенко занят поисками того, кто “организовал” статью “Человек-пузырь”. Действительно, а кто организовал? Как все это происходит? Кто организовывает мое писательство уже лет двадцать?
Людям Кириенко было бы проще всего спросить у меня, вместо того, чтобы придумывать собственное расследование, почему появился вышеупомянутый текст? Тут почти по классику: “Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…” Рассказываю, как перед следователем. Один из депутатов Думы Нижнего Новгорода – фамилию не называю, чтобы его не уличили в антикириенковском заговоре – подарил мне недавно четырехтомник Коха и Свинаренко “Ящик водки”. Даты дарения и публикации текста близки. Видимо, Альфреду Коху не нравится Кириенко, а мне очень нравится писательский стиль Рейнгольдыча. Он немало страниц в четырехтомнике посвятил Кириенко. Вот я и решил в подражание Коху, но как я считаю, лучше, написать о СВК. Если прочитать Коха и мой текст, то найдется немало общего. Поэтому у меня была мысль сделать посвящение Альфреду Рейнгольдовичу, но от этой затеи я отказался.
Кто меня еще в последнее время “вдохновляли” на написание текстов? Покойный ныне Антон Носик (еще до кончины), как это ни странно, Александр Немиров, написавший книгу “Путин и Трамп”. Также Александр Скобов и Эль-Мюрид. Так бывает в нашей работе. У кого-то видишь идею, у кого-то нравится стиль, с кем-то споришь от противного. Поэтому все претензии Кириенко, образно говоря, к Коху. К палочке и человеку.
Весь мой журналистский путь меня преследуют “исследователи”: кто рулит Деменевым, кто определяет ему темы, кто вместе с ним сочиняет тексты? Долгое время я работал с Владимиром Кочетковым, сейчас у нас плохие отношения. Ему нечего в отношении меня скрывать. Он может по полной программе меня разоблачить: в чьих руках я был беспощадным орудием? А Кочеткову нечего сказать. Я всегда сам подбирал темы, а это непростая работа. И сам находил аргументы и доводы при написании текстов.
В “Зеркале” было то же самое. Никто мной не рулил, никто не диктовал темы, никто не корректировал курс. Булавинова я месяцами не видел и не слышал. Мы были полностью самостоятельны. Я представляю, какой бы головной боли стоили мои вопросы: что и как писать? Пусть Булавинов, с которым я сейчас в плохих отношениях, расскажет, как он мной командовал по каждому поводу? Не было этого. А была полная свобода. Об этом же всем известно.
Сейчас в “Занозе” у нас вообще все в руках. В “Зеркале” была хотя бы теоретическая возможность подруливать. Типа было некое партнерство. Сейчас нет даже теоретической возможности нам диктовать темы и давать “техническое задание”. Что я хочу, то и делаю. Мне непонятно, почему я все годы был неуправляемым, а сейчас должен под чью-то дудку плясать? Зачем мне это? Бред каких-то непонятных людей, которые якобы знают, что у нас творится на “кухне”.
Зайду с другой стороны. Хорошо, я не хочу, чтобы мной рулили. Это понятно. Но вдруг есть люди, которые могут рулить? Кто? У нас в Нижнем Новгороде нет среди менеджеров в сфере СМИ таких людей, которые глубоко погружены в контексты. Так, чтобы я был у них сборщиком информации, которую бы переплавлял в тексты. Ни Скудняков, ни Раков, ни другие на эту роль не подходят. Я бы от скуки умер, ожидая от них команд или повесился бы от их творческих замыслов в виде “ТЗ”. Вы меня извините, но у нас в городе в этом плане просто не с кем работать. Например, Роман Скудняков – замечательный коммуникатор, но не более того. Поэтому даже если бы я хотел быть чьей-то погремушкой, то у меня бы это не получилось.
Что касается влияния политиков, то на примере Булавинова я показал, что им меньше всего хотелось бы нести ответственность за такого неуправляемого человека, как я. Работу со мной инкриминируют теперь Сорокину и Солонченко. А им зачем за меня отвечать при отсутствии контроля?
Тут два мотива.
Первый. “Не продашь ли ресурс?” – “Нет”.
Второй. “Ты нас не трогай и иди к черту! То есть, ты сам делай то, что хочешь, потому что у тебя нет чувства юмора, а вот твои компаньоны с чувством юмора пусть нас не тревожат”.
Эти люди не раз мне говорили: “Ты идешь своим путем. Это твое дело.”
Надо бежать из тех СМИ, где тебе, например, Сорокин или Солонченко, Петров или Сидоров, закажут Кириенко. Надо работать в тех СМИ, где Кириенко “закажет” тебе Кох, написав что-то интересное. Не для того я сейчас в “Занозе”.
Что касается Кириенко, то эти поиски виноватых, не от большого ума. Ищите и обрящите! Значит, Альфред Кох не напрасно в “Ящике водки” по нему прошелся. Правильно он прочувствовал СВК, когда не хотел назначать его на НОРСИ. Я, подхватив “палочку Коха”, ни о чем не жалею.