В Нижегородской области к проблеме очистных сооружений, построенных или реконструированных по федеральной программе “Оздоровление Волги”, подключились независимые эксперты ООД “Российское экологическое движение”. Они сами объехали все объекты и проанализировали сложившуюся ситуацию, определили 8 основных проблем и по каждой из них дали предложения и рекомендации. Все это будет использовано в Нижегородской области для оптимизации работы объектов водоотведения и бережного отношения к воде, как к главному ресурсу многих экосистем. Эти предложения, видимо, будут рассмотрены на экологической комиссии Госсовета под председательством губернатора Нижегородской области Глеба Никитина. Они могут помочь всем регионам, оказавшимся в сложной ситуации с очистными сооружениями.
Еще в августе экологи-общественники приступили к изучению проблемы, поднятой депутатом Госдумы Жанной Рябцевой, на территории Нижегородской области, которая оказалось единственным регионом, открытым для федеральных экспертов и желающим решить поставленную задачу. В своем открытом письме, который экологи адресовали в Госсовет на имя Глеба Никитина, обозначено 8 проблем и пути их решения. Далеко не все решения лежат в плоскости региона, поэтому письмо и было адресовано на федеральный уровень.
ПРОБЛЕМА №1.
Изначально предполагалось, что параллельно с государственными инвестициями в модернизацию муниципальных очистных сооружений в регионах-участниках проекта предприятия и организации станут проводить работы по созданию и модернизации своих локальных очистных для очистки собственных стоков. Первый этап этого был намечен на 2020 год с пуском в эксплуатацию этих локальных очистных к 2024 году. Но производственники, ссылаясь на объективные трудности сдвинули сроки на 2025 – 2026 годы. В итоге модернизированные муниципальные очистные сооружения не справились с завышенным потоком загрязнений. А ведь часть проектов учитывало снижение нагрузки за счет локальных очистных. Грубо говоря, от предприятий такое течет, что сами очистные выпадают в осадок, потому что они настроены на канализационные стоки, а не на всю “таблицу Менделеева”.
Надо стимулировать предприятия к созданию локальных очистных. Введение временных ограничений на использование в технологических циклах предприятий определенных видов веществ, представляющих угрозу для биологических циклов очистки воды на очистных сооружениях. Иначе биоциклы очистки просто выходят из строя.
ПРОБЛЕМА №2.
Ряд проектов модернизации очистных сооружений получили корректировки в ходе прохождения госэкспертиз для снижения расходов. Менялись технологии, что привело к снижению пропускной способности и к отсутствию резервирования части оборудования. Это нигде не нашло отражения. А у населения, органов управления и органов власти сформировались завышенные ожидания результатов проекта.
ПРОБЛЕМА №3.
Большинство проектов модернизации очистных сооружений разработано до введения санкций и опирается на технологическую базу и поставки оборудования из недружественных стран. Такая ситуация создает дополнительные риски для реализации и устойчивого функционирования важных элементов систем обеспечения экологического благополучия.
Организовать в одном (или нескольких) регионах Поволжья научный и технологический кластер для разработки высокоэффективного оборудования для очистных сооружений, включая мониторинг, а также для проведения научных разработок и конструкторских работ в части импорто-опережения. Таким регионом могла бы стать и Нижегородская область. Сконцентрировать у нас всю индустрию производства оборудвоания и комплектующих для очистки, как биологических, так и промышленных стоков, было бы неплохо.
ПРОБЛЕМА №4.
Модернизация очистных сооружений и смена технологий в части очистки канализационных стоков привели к формированию значительного количества хранилищ иловых отложений, которые не применяются в современных циклах очистки, но остались на балансах водоканалов. Большинство этих хранилищ находятся в непосредственной близости от рек Волжского бассейна в густонаселенных регионах и продолжают загрязнять воздух и воду, что представляет угрозу экологии. При этом, находясь на балансах действующих организаций, эти объекты накопленного вреда не попали в проект “Генеральная уборка”. В Нижнем Новгороде все понимают эту проблему. Особенно в Верхних Печерах.
ПРОБЛЕМА №5.
В ходе модернизации объектов, включенной в рамках проекта “Оздоровление Волги”, были реализованы технологии, которые приводят к образованию значительного количества отходов 3 класса, с возможностью образования 2 класса. При это инфраструктура регионов не обладает мощностями по их переработке и утилизации таких объемов, что приводит к необходимости перемещать опасные отходы на значительные расстояния и перегружать имеющиеся мощности.
ПРОБЛЕМА №6.
Исследование показало, что в регионах наблюдается значимая нехватка кадров и их квалификации для обеспечения успешной эксплуатации имеющегося и перспективного оборудования, что приводит к низкой эффективности работы.
ПРОБЛЕМА №7.
Устойчивая работа очистных требует наведение порядка в учете и обращении жидких отходов, количество которых в бассейне Волги устойчиво растет на протяжении последних 20 лет. В настоящее время любой желающий может слить жидкие отходы любого состава и объемов в доступный коллектор канализации. Такой залповый вброс может вывести из строя или перегрузить систему очистки и привести к загрязнению окружающей среды на стоке модернизированных очистных, при этом ответственность и санкции будут наложены на муниципальные очистные. Эта тема в Нижнем Новгороде тоже хорошо известна. По тем же Верхним Печерам.
ПРОБЛЕМА №8.
Отсутствие средств постоянного автоматического контроля и методики замеров превышений через разовый забор проб не позволяют оценить реальный ущерб экологическим системам. Для реальной оценки требуется комплексный анализ состояния экосистем, и, возможно, актуализация требований к методикам проведения замеров и нормативным требованиям к составу сбросов в водные ресурсы.
Профильная комиссия Госсовета уже получила документ от эко-экспертов и будет рассматривать его, чтобы помочь всем регионам, а не только Нижегородской области, которая не побоялась открыть свои проблемные объекты специалистам для выработки универсальных мер помощи и поддержки. Разумеется, работа над проблемами потребует финансирования как на местах, так и федерального – у регионов нет лишних денег. Но профильный комитет Госдумы уже анонсировал полный отказ в выделении средств всем регионам-участникам программы в 2025 году. Очевидно, в качестве наказания, чтобы проучить всех разом, а не только те территории, где были возбуждены уголовные дела. Выходит, что даже такие добросовестные участники программы, которые не справились с заранее заложенными на федеральном уровне сложностями, как Нижегородская область, получают еще один удар. Интересно, что финансирование намерены вернуть с 2026 года. Вот только будет ли что спасать, если проблему надо решать срочно? Похоже, летучую рабочую группу имени Жанны Рябцевой в Госдуме это волнует мало, из чего можно сделать вывод, что в основе летнего рейда по очистным все же лежит политика, а не переживания за экологию.