Кстовский окружной Совет депутатов проголосовал в поддержку предложения главы округа Ивана Уланова об объединении Кстовского округа и Нижнего Новгорода. Я бы назвал это событием непреодолимой силы. Оно чрезвычайное, непредвиденное и, самое главное, непредотвратимое. Считаю, что план объединения разработан областным правительством, а глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев и глава Кстовского округа Иван Уланов вынуждены были с этим согласиться. По крайней мере, ранее я ничего не слышал от Шалабаева о необходимости расширения границ нынешнего Нижнего Новгорода.
История Кстовского округа – это история передачи его территорий городу Нижнему Новгороду (Горькому).
В 1929 году была огромная территория Печерского района, куда входили помимо прочих Кстовский, Анкудиновский, Печерский, Подновский и Щербинский сельсоветы.
В 1930 году районный центр был перенесен из слободы Печера в село Кстово.
В 1932 году Печерский сельсовет был ликвидирован, так как составлявшие его населенные пункты – село Высоково, слободы Кошелевка и Печеры – вошли в черту города Горького. Также в состав Горького вошла деревня Кузнечиха Анкудиновского сельсовета. В 1947 году деревня Щербинки была передана в черту города Горького.
В 1969 году Зеленый город был передан в состав Горького.
В 1970 году в состав Горького перешли деревня Кузнечиха, Новая, Подновье Афонинского сельсовета, а также деревни Бешенцнво, Ближнеконстантиново, Ляхово, Мордвинцево, Ольгино и поселок Луч.
В 2005 году в состав Нижнего Новгорода были переданы деревня Новопокровская и поселок Пригородный, входившие в Афонинский сельсовет.
Мне кажется, что тенденция понятна. Нижний Новгород расширяется. Это необходимость для мегаполиса. Резюмируем. Объединение Нижнего Новгорода и Кстова это процесс, который идет уже 92 года пошагово. Результатом стали, например, огромные жилые кварталы Щербинок и Кузнечихи. И может получиться возвращение к истокам: снова будет как в 1929 году Печерский район, но уже в рамках Нижнего Новгорода.
Тема расширения границ Нижнего Новгорода постоянно обсуждалась и никогда особо не уходила из нижегородской повестки.
Так, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов был сторонником расширения границ города. Он был по духу бизнесмен и относился к территории, как к ресурсу, на котором можно заработать. Он и после окончания своих полномочий в 2011 году поддержал идею главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова по присоединению поселка Афонино и ряда других территорий. Впрочем, в 2009 году Булавинов почти точно предсказал, что Нижний Новгород в ближайшие 15 лет будет развиваться в пределах существующих границ. Этот срок истек в нынешнем году.
Глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин в 2013 году несколько раз поднимал тему расширения границ города. В частности, он говорил, что у нас территория Зеленого города на карте Нижнего Новгорода как некий остров, это неправильно и нужно определенную работу начинать. Сорокин тогда говорил: “Мы смотрим и в сторону Дзержинска, и в сторону Кстова, и в сторону Богородского района, а в сторону Бора еще рановато”. Тогда он отмечал, что губернатор Валерий Шанцев понимает и поддерживает, что мы не должны сидеть сложа руки. Сорокин был бизнесмен-девелопер. Он тоже рассматривал землю, как важнейший ресурс для зарабатывания денег.
А вот глава Нижнего Новгорода Владимир Панов говорил о расширении Нижнего Новгорода только за счет территории поселка Новинки. Это понятно. Он бизнесмен-ресторатор. Панов рассматривал окраины, как обузу, для него важен был центр города.
Нынешний глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев на моей памяти ни разу не высказывался по расширению границ. Возможно, он тактично молчал, чтобы не нервировать коллег и не генерировать на их территориях политическую напряженность. А, скорее всего, Шалабаев это финансист-чиновник по духу. Для него больше территория – больше затрат и хлопот. У него совсем другой менталитет, в отличии от Булавинова, Сорокина и Кондрашова, которые являлись ярыми сторонниками экспансии во всех направлениях, а не только в Кстовском.
Предположу, что идея объединения Нижнего Новгорода и Кстовского округа (района) давно вызревала в региональном правительстве. Там было понятно, что глава Нижнего Новгорода Владимир Панов для этой задачи не подходит, он был главой Кстова и его оттуда изгнали. А Юрий Шалабаев не стал бы противиться выполнению этой задачи. Уверен, что “варяга” Андрея Черткова послали в Кстово для того, чтобы он там всех мягко уговорил на объединение с Нижним Новгородом. Но так получилось, что эту задачу пришлось решать другому “варягу” Ивану Уланову. Местный глава мог бы и заартачиться. Сейчас такая ситуация, на мой взгляд, что главы Нижнего Новгорода и Кстовского округа не горят желанием объединяться, выжимать у друг друга какие-то условия и преференции, а процесс толкает вперед областное правительство.
Оптимально, когда Шалабаев и Уланов не выгрызают друг у друга преимущества, а просто решают задачу, как два администратора, которым приказали “сшить” две территории так, чтобы не было “войны” между ними. Если Новинки нужно было передать Нижнему Новгороду для решения проблемы “обманутых дольщиков” “Окского берега” с обеспечением их инженерной инфраструктурой, а объединение Арзамаса и Арзамасского района – это было восстановлением исторического единства и установлением единой судьбы жителей двух муниципалитетов, то расширение границ Нижнего Новгорода – это событие непреодолимой силы. От этого никуда не денешься. Булавинов в 2009 году правильно рассчитал, что у Нижнего Новгорода есть только 15 лет на существование в нынешних границах. А дальше это будет консервация развития.