Неожиданно большое внимание уделено СМИ показаниям экс-главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина в суде по “похоронному делу” экс-главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова. Судя по всему, линия защиты Кондрашова, которого судят заочно (он с 2018 года находится в США), состоит в том, что против него устроили “заговор” одиозные личности – политический конкурент Олег Сорокин и спортсмен-предприниматель Мамука Лосаберидзе. Дескать, в их расставленные сети и попал не ждавший подвоха Кондрашов.
Бывший сити-менеджер Нижнего Новгорода Олег Кондрашов мог быть под следствием и судом вместе с заместителем главы администрации Владимиром Приваловым и предпринимателями Сергеем Муравлевым и Юрием Гришиным. Но он успел уехать на лечение в США. Его дело было выделено в отдельное производство. Привалова, Гришина и Муравлева давно осудили, и они уже на свободе. Казалось бы, у Кондрашова тоже нет шансов, но он недоступен для российского правосудия. Вроде бы, можно пустить это дело на самотек. Тем не менее, у адвокатов ОАК есть своя линия защиты. Это, мол, зловещие козни Сорокина, который подключил к “провокации” своего давнего знакомого Лосаберидзе, а также сотрудника ФСБ и контролируемый им ЧОП. Вряд ли это сработает в Московском районном суде Нижнего Новгорода. В том числе, и потому что уголовное дело по Кондрашову, Привалову и другим лицам было возбуждено весной 2018 года, уже после ареста Сорокина в декабре 2017 года. Когда в руки силовиков попала часть “архива политического компромата” на противников ОВС, где оказались среди прочего и видеозаписи передачи денег от Лосаберидзе нижегородским предпринимателям Гришину и Муравлеву. Думаю, что адвокаты стараются для Америки. И даже статьи в некоторых СМИ пишутся для США, чтобы там прочитали, что нашедшего убежище в свободной стране Кондрашова подвели под коррупционное дело уголовник, получивший 10 лет, его друг-рэкетир, сотрудник ФСБ и личная разведка политического конкурента.
Первые слухи о “похоронных взятках” возникли в 2015 году. Заместитель главы администрации НН Владимир Привалов тогда находился под следствием по другому делу. Ему следователи говорили, что он проверяется на взятки. Но тогда обвинение по взяткам Привалову не было предъявлено, хотя заявление от Мамуки Лосаберидзе было и на Олега Кондрашова и на Владимира Привалова. Кондрашову Дума Нижнего Новгорода объявила импичмент и без этого уголовного дела. Смысла использовать этот материал у Сорокина уже не было. Он отправил имеющиеся материалы в свой “архив”, который лишь в конце 2017 года оказался у СУ СК и был далее там изучен. В 2018 году появился политический смысл не только в деле Олега Сорокина, но и в деле Олега Кондрашова. Тогда было решено заклеймить “власть бизнеса”, которая затормозила развитие Нижнего Новгорода в 2011 – 2017 годах.
В ходе допроса Олега Сорокина в суде, от него прозвучала фраза о том, что они вместе с Кондрашовым пришли во власть и вместе ушли. Только Кондрашова уволили депутаты, а Сорокин ушел сам добровольно. Примерно в 2014 году под давлением Москвы губернатор Шанцев решил, что и Сорокин, и Кондрашов должны были уйти со своих должностей. Но ВПШ подошел к этому творчески. Сорокин должен был остаться рядовым депутатом, а Кондрашов, покинув пост сити-менеджера, должен был стать … главой города и председателем Думы Нижнего Новгорода. Сорокину такая “рокировка” не понравилась. Он поссорился с губернатором Шанцевым, сказав: мол, или оба уходим, или никто. Началось противостояние. В нем Сорокин победил Кондрашова. Уголовное дело по взяткам попытались пустить в оборот, сходу не получилось, но настаивать на нем не стали. Импичмент и так прошел. Есть данные, что потом суды отменили импичмент Кондрашову от депутатов. Но тогда уже прошли выборы нового состава Думы, был избран новый глава администрации. Для Олега Кондрашова это уже не имело уже никакого значения.
Не считаю, что Олег Сорокин – это главный свидетель на процессе Олега Кондрашова. Главный свидетель это, конечно, Мамука Лосаберидзе. Сорокин – это для суда рядовой свидетель. Причем, осужденные в качестве свидетелей для суда – это не какие-то прокаженные. К ним вполне нормальное отношение, раз они свидетели обвинения. Так что не думаю, что после показаний Олега Сорокина у защиты Олега Кондрашова заметно усилилась позиция в российском суде. Обвинительный приговор предопределен, а в Америке это все может произвести соответствующее впечатление, учитывая смену курса там.