Де-юре и де-факто

Что нового в законе о публичной власти?

11 ноября 2021

Пока в некоторых национальных республиках РФ расписывают ужасы законопроекта Крашенинникова – Клишаса о “публичной власти в субъектах Федерации”, нам в Нижегородской области ничего не страшно. Все новации этого закона у нас либо по факту уже действуют, либо мы к ним готовы.

Самое важное в законопроекте, который уже принят новой Госдумой в первом чтении – это термин “публичная власть”. Раньше мы знали, что есть государственная власть, которая бывает федеральная и региональная, и есть местное самоуправление. Сейчас они все входят в единую “публичную власть”. Не отделено больше местное самоуправление от госвласти. Впрочем, эта перспектива уже в поправках к Конституции 2020 была отмечена. И тогда те, кто прочитал тексты поправок перед голосованием, говорили, что местному самоуправлению “кирдык”. А если не лукавить, то в Нижегородской области давно уже местное самоуправление не отделено от госвласти. Да, не мог губернатор росчерком пера уволить главу района. Но мог сделать ему такое предложение об отставке, что тот никогда не откажется. На моей памяти никто не отказался. То же самое с назначением глав муниципалитетов. Губернатор давал добро на назначение главы МСУ, после чего начинала яростно вращаться административная машина, которая практически никогда не давала сбоев. Но если и так была единая “публичная власть” де-факто, то пусть она будет и де-юре. Зачем это лицемерие, что есть отдельное местное самоуправление? Но были нюансы. Не справляется с работой тот или иной глава муниципалитета. И вот через МВП его полгода-год уговаривают уйти. Пытаются с ним договариваться по-хорошему или по-плохому. А сейчас будет все просто. Губернатор его снимет своим распоряжением – “нет человека – нет проблемы”.

Законопроект обнуляет сроки глав регионов. Мы в Нижегородской области не успели насладиться ограничением двух сроков для глав субъектов Федерации. Губернатор Валерий Шанцев работал третий срок, когда его заменили в 2017 году. Но де-юре у него еще был “запас прочности”. Считалось после обнуления его двух сроков, что он работал с 2014 года свой первый срок, а вовсе не третий. У нынешнего губернатора Глеба Никитина сейчас идет первый срок. Ему до этих ограничений было очень далеко. И все понимали, что ограничения губернаторов по двум срокам – это не надолго. Ведь есть Рамзан Кадыров из Чечни, есть Рустам Минниханов из Татарстана, есть, наконец, Сергей Собянин из Москвы. Что с ними делать после двух сроков? Сложная проблема на пустом месте. Вот и сняли надуманное ограничение двух сроков. В общем, это тоже не сенсация, тем более, после обнуления президентских сроков. Но теперь президент может без объяснения причин снять губернатора. Не только по утрате доверия, но и просто лишить полномочий и все. Но разве по факту так не было? Валерия Шанцева убрали не по утрате доверия. Но есть нюансы. Приходится в качестве компенсации либо награждать “уходящую натуру”, либо перемещать ее в Совет Федерации или в Госдуму. А теплых мест конечное количество, на всех уже не хватает. Теперь де-юре опять же совпадет с де-факто. Федеральный закон установил то, что и так есть в наличие.

Что касается Законодательных собраний, то сужаются их полномочия. Исчезает право местного парламента законом субъекта РФ устанавливать систему исполнительных органов государственной власти субъекта. Нет ни одного голоса против со стороны Законодательных собраний. ЗСНО не впервой терять реальные полномочия. Уже появилась сила привычки. Зато увеличивается влияние прокурорской власти, которая наделяется правом законодательной инициативы. Все верно: если где-то убыло, то где-то непременно прибыло.

Не очень понятно по депутатам Законодательных собраний. Региональные депутаты будут замещать государственные должности, как будто они высокопоставленные чиновники, независимо от того, как они осуществляют свою “законотворческую” деятельность – на профессиональной основе или без отрыва от основной работы. Видимо, в дальнейшем будет разъяснение по этому поводу. Но ясно одно: для кого-то такое депутатство перестанет быть интересным. Слишком много возникнет контроля. А ведь мы уже ждали компактных областных парламентов из профессиональных политиков. Увы и ах! Однако снижается количество депутатов-списочников до 25% от общего числа депутатов. Разработка этой нормы “75 на 25” шла перед выборами в ЗСНО-2021, но в Нижнем Новгороде решили не обижать системную оппозицию и вообще депутатский корпус новым нарезанием округов. Просто лень было это делать. И раз не пришло прямого указания из Администрации президента, то тупо оставили систему 50 на 50, сглупив неимоверно. Потому что она не соответствует интересам избирателей, зато нравится партиям, у которых ноль сильных кандидатов-одномандатников. Между тем, в ряде субъектов Федерации держали нос по ветру и сократили число депутатов-списочников до 25%

Еще одна новация – это участие федеральных органов в формировании органов исполнительной власти субъекта РФ в сферах финансов, здравоохранения, образования, а также в осуществлении жилищного и строительного надзора. На самом деле, де-факто это все тоже было. Но такое участие оформлялось распоряжениями федеральных министерств. Теперь это будет через федеральный закон.

fingerlitleЗаконодательство привели в соответствие со сложившейся практикой. Итак, ничего, на самом деле, нового. Собрали все, что делалось в Нижегородской области без закона, и под это написали закон.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх