Закулисье одной трагедии

Шельмование как метод борьбы за справедливость

3 декабря 2018

Zаноза следит за громкими процессами в Нижегородской области. Обычно это дела, в которых замешана политика и большие деньги. Но бывает, что обходится и без них, зато с назначением козла отпущения и шельмованием.

Фото с места происшествия.

Обещает быть громким процесс в отношении директора ООО «Галерея ВИП-Тур» Светланы Вахтель. В осенние каникулы ее компания была организатором недельного образовательного тура для подростков 14 – 18 лет с проживанием в частном загородном отеле «ForRest house». Самой Вахтель в этом туре не было – образовательную часть вели приглашенные педагоги, а она была за границей, где вела тур для взрослых туристов. 2 ноября ночью в деревянном отеле начался пожар. Сигнализация не сработала. Педагоги и персонал не смогли организовать грамотную эвакуацию, и в огне на третьем этаже погиб 10-летний участник тура Кирилл Гергель. Узнав о трагедии, Вахтель незамедлительно вернулась в Россию и начала сотрудничать со следствием. На этом этапе итоги более, чем странные: в сгоревшем дотла отеле не найдено никаких нарушений требований пожарной безопасности, не сумевшие эвакуировать детей педагоги и персонал отеля проходят, похоже, только свидетелями. Обвинение по пункту «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть человека») на данный момент было предъявлено только директору Вахтель. Она была арестована и помещена в СИЗО.

В соцсетях среди нижегородцев трагедия получила широкий резонанс, который и запустил процесс настоящего шельмования. Родители погибшего мальчика разместили публичные обещания отомстить и раздали множество подобных же по градусу эмоций интервью СМИ. Участники дискуссий демонстрировали свою озабоченность безопасностью детского досуга и при этом принялись ворошить «грязное белье», разбирая по костям не только бизнес Вахтель, но и ее личную жизнь. Арест Вахтель был воспринят экзальтированным сообществом, как признание ее виновной еще до решения суда. Все это, конечно, говорит о низкой культуре нашего общества – многие словно вчера покинули пещеру времен кровной мести.

Однако кроме констатации двух страшных фактов – гибели ребенка и досудебного шельмования, которое можно оценить как давление, есть множество вопросов и к другим участникам ситуации.

Отель

У нас нет цели подменять следствие, но к владельцам сгоревшего коттеджа-отеля много вопросов. Оказывается, проводка не выдержала привычных в той местности скачков в электросети, после чего начался пожар. Не сработала пожарная сигнализация, постояльцы не понимали или не знали о путях эвакуации, дети находились на далеком третьем этаже и не имели пожарных выходов – в итоге дом полностью сгорел, один ребенок погиб. И на фоне этих фактов мы узнаем из прессы, что никаких фактов нарушения пожарной безопасности не обнаружено. Это удивительно.

Кто-то вспоминал страшные пожары с сотнями погибших в пермском клубе «Хромая лошадь» в 2009 году и в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» 2018 года. Тогда не лишне знать, что в Перми были осуждены не только пиротехники, но и владелец сгоревшего клуба, директора заведения, а также сотрудники Госпожнадзора, которые не видели никаких нарушений. В Кемерово виновными стали ответственные за строительные нарушения чиновники, сотрудники контролирующих инспекций, директора ТЦ и его персонал – охранник и электрик.

Если владельцы и управляющие, а также персонал отеля, где случился пожар, и сгорел ребенок, остаются в стороне, то завтра трагедия может повториться в любом другом «гостевом доме».

Наставники и педагоги

В соцсетях обвиняют в беде и наставников, которые эвакуировались сами, забыли находящихся в соседних помещениях детей. Оказалось, что наставники не имели договора с продавцом тура, ничего не знали об эвакуации в случае пожара.

Мы даже не исключаем, что соглашаясь на занятия по грамотной речи, наставники не осознавали всей возложенной на них ответственности. Они могли даже не знать схемы размещения детей – обычно вопросами расселения занимается отель. И это не считая отравления продуктами горения, общей паники и страха, в котором даже обученный человек не всегда ведет себя так, как учили. И это тоже трагедия.

Участники образовательного тура повели себя не как организованная группа, а как обычные постояльцы: каждый спасался сам, но если мог – выводил других. Выходит, что будь в коттедже простые гости, то трагедия повторилась бы? Постояльцы выскакивали бы также без оглядки на уснувших в отравленном дыму соседей, а персонал не метался бы по комнатам, зная, кто в какой должен спать.
Пока педагоги не фигурируют как обвиняемые. Возможно, их действия в тех условиях еще предстоит оценить следствию.

СМИ и соцсети

Это главный источник как информации о трагедии, так и травли фигурантов дела. Под лозунгом «Не дадим замолчать преступление!» тут разворачивается другая трагедия – о человеческой низости. Конкуренты и бывшие компаньоны льют ушатами помои на арестованную Вахтель, заодно давая понять, что доверять детей можно только им, ответственным и грамотным. Разгневанные дамы следят, в каком платье фотографируются наставницы после всего, что произошло. Довольно редко вспоминают владельцев отеля, которые внезапно оказались просто владельцами арендованного частного дома. Словом, обычная клоака из амбиций, комплексов, сведения счетов и мести. Впрочем, для соцсетей – обычная картина. Психология курятника.

Откровенно разочаровали некоторые СМИ, которые преподносят тему заведомо однобоко, играют на чувствах читателей и так составляют тексты, что объективность в них не ночевала. Трагедия стала способом поднять рейтинг и нарастить число просмотров новостей, перепостов – словом, хайпануть.

Родители

Их боль непередаваема, ее не вмещают читательские мозг и сердце. Родители пытаются не сойти с ума от вопроса, на который никогда не будет ответа – «За что?». Ребенок был единственным в семье, и двум взрослым людям надо научиться жить дальше с огромной дырой в сердце. Это очень страшно.

Замереть в уважении к горю немного мешает активность родителей на ниве публичных обещаний отомстить. Супруги раздают комментарии и интервью, активно выстилая соломку на случай недостаточно усердного следствия и мягкого наказания виновных – пишут письма омбудсменам, правозащитникам, обращаются к губернатору. Но даже если завтра им разрешат казнить виновных по рецепту XVII века, то есть сжечь в срубе, это не заполнит дыру в их сердцах. И с этим надо как-то жить.

Они твердят как заклинание «Чтобы это больше никогда не повторилось!», но масштабные проверки компаний, организующих детский отдых в регионе, так и не объявлены. В соцсетях разного рода коучи и тренеры продолжают собирать детские группы на загородные выезды. Складывается впечатление, что родительская активность направлена не на пропаганду безопасности, а на создание общественной шумихи и является, по сути, давлением как на следствие, так и на участников трагедии. Грамотная стратегия. Возможно, кто-то подсказал.

Впрочем, к родителям тоже немало вопросов, которые не звучат в этом адском вихре шельмования.
Почему единственный и обычно крайне опекаемый (мама ребенка рассказала об этом в интервью) 10-летний ребенок поехал на отдых без сопровождения взрослых? Курс был рассчитан на детей 14 – 18 лет, незнакомые педагоги, чужое место. В соцсетях написали, что комната погибшего ребенка была на третьем этаже, чуть ли не без окон, а вдоль стены шел дымоход – родителей устроило такое размещение, или они даже не знали? Ну и еще масса не юридических вопросов, которые идут в разрез с образом борцов за ответственное отношение к детям. Потому что ответственность за жизнь ребенка начинается с родителей.

fingerlitleZаноза за объективное следствие и адекватное наказание виновных. Жизнь ребенка бесценна, даже если все взрослые позволили себе быть безответственными. Но развернувшееся шельмование еще не осужденного человека недопустимо.

Именно на фоне развернувшейся травли принимается решение об аресте директора ООО «Галерея ВИП-Тур» Светланы Вахтель. В силу юридической безграмотности и личных мотивов многие трактуют ситуацию, как начало реального тюремного срока. Масштабы травли увеличиваются. Даже между участниками этих скандальных диалогов в соцсетях намечаются взаимные претензии, грозящие перерасти в иски о защите чести и достоинства, а также неприкосновенности частной жизни. Но даже если отбросить всю эту шумиху, реальный арест выглядит избыточной мерой. Вахтель готовилась покинуть страну и избежать правосудия? Она давила на свидетелей или уничтожала доказательства? Нам об этом неизвестно. Но пока арест выглядит как часть шельмования, и это должно настораживать общество, которое еще кричит «Фас!»

PS  Эта публикация является мнением редакции. Возможность комментировать отключена, чтобы пурга оскорблений и грязи из соцсетей не хлынула на наши страницы.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх