Пауки и муха

Некоторые мысли о расследовании самоубийства Ирины Славиной

12 октября 2020

Чисто по-журналистски мне бы очень хотелось разгадать самоубийство Ирины Славиной. Тем более, я не верю в результаты официального расследования. Тут неприменимы обычные методы расследования. Также, мне бы хотелось ответить для себя на вопрос: кто же виноват в гибели Ирины, иначе грош цена такому следствию.

Тема мухи как жертвы известна всем с детства. Странно, что правозащитник Дмитриевский был так неосторожен в сравнениях.

На днях состоялась пресс-конференция гражданских активистов и лидеров несистемной оппозиции. Они захотели выпустить пар. Что же получилось? Меня поразила откровенность Станислава Дмитриевского. Он не стал восхвалять Ирину Славину, а просто назвал ее обычным журналистом. Он подтвердил, что она сама не была гражданским активистом, а являлась “мухой на стене”. У меня после этого возник вопрос: а кто те пауки, которые заманили обычную журналистку туда, откуда она нашла только такой вот выход? Ведь амбициозную и по-профессиональному тщеславную Славину, говоря их словами, “жирную муху”, каких здесь мало, заманили в своих целях. Кстати, Наталью Резонтову тоже сейчас заманивают. При этом пауки не особо и ценят, как мы видим, этих мух. Потому что высоко ценят только себя. Ведь Дмитриевский не станет говорить, что он обычный публицист или историк, он не муха на стене.

Журналистов все используют. А потом почему-то они остаются крайними. И когда общественники обвиняют “силовиков” в гибели Ирины Славиной, то мне хочется напомнить, что у всякой медали две стороны.

Одна сторона – это силовики. Хотя, тут я не совсем согласен с ассоциативным рядом Ирины. Она винит в своей смерти Российскую Федерацию. Следователи, опера, судьи, пусть и действующие от имени РФ, для меня еще не вся Россия, они в моем понимании не совсем Россия, а может быть и вовсе не Россия. Надо отделить – извиняюсь, что использую терминологию Дмитриевского, котлеты от мух.

Вторая сторона – это пауки, которые заманили Славину. И самое показательное то, что у Иосилевича нашли 120 тысяч долларов, а у Славиной ничего не нашли. Более того, речь шла о том, что штрафы легли тяжелым грузом на ее семейный бюджет. Конечно, это их личное дело – брать или не брать на себя часть ответственности за гибель журналистки, которая для них была только мухой. Но я бы поделил ответственность “силовиков” и “несистемных пауков” как минимум 50 на 50. Если бы Славину не втянули, то не было бы повода к обыску.

Кстати, я вообще не понял смысла этого мероприятия организации “Голос” или “Открытой России”. Ко времени их семинара практически всех сильных оппозиционных кандидатов уже поснимали с выборов. Все уже было предрешено. И результаты выборов это тоже показали. Я еще тогда удивился: они, что, не понимают, что контролировать ход выборов уже не имеет никакого смысла?

Мне совершенно непонятно педалирование темы: губернатор и Славина. Зачем все это? Ведь тут нет ничего от темы Кучма и Гонгадзе. Власть ее точно не заказывала. Зачем привязывать эту тему к человеку, которому трудно было что-то даже сказать о ней? Мол, а вот атмосфера у нас нехорошая. Давайте, тогда обсудим атмосферу в семье Славиной, во дворе, на работе, в отношениях с Иосилевичем и Дмитриевским, прочими гражданскими активистами. До царя далеко, до Бога высоко. Нет, надо тут обязательно воду помутить.

Меня не полностью устраивают те доводы, что Ирину затравили, что ее преследовали. При этом упоминаются штрафы за журналистскую деятельность. Иски в суд – это системные, профессиональные риски для журналиста. А для шахтеров есть риски попасть в завал, а у шоферов – риски попасть в аварию. Посмотрите, сколько исков в суд и штрафов у газеты “Ленинская смена”? И там никто не считает это трагедией. Это сознательная работа на грани, а то и за гранью, чтобы иметь популярность. Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Это очень про журналистов. И Славина тоже за словом и жесткими оценками в карман не лезла. Только очень далекие от СМИ люди могут всерьез говорить о том, что суды, иски и штрафы могут убить журналиста. Это вообще опасная профессия. И что? Многих известных журналистов, у которых есть позиция, поливают грязью. И какая на это реакция? В диких криках озлобления я слышу звуки одобрения.

Некоторые говорят, что Ирина была человеком без кожи. А я считаю, что у нее была кожа носорога. На мой взгляд, многих охватил психоз. Люди впадают в противоречия в оценках. С одной стороны, лозунг “Живи”, с другой стороны, апология ее самоубийства, восхищение ее силой и постоянные оговорки, что это не была слабость. Понятно, что ситуация сложная, да еще и предрассудки, что о покойном либо ничего, либо правду. Но многие просто бояться говорить правду, то, что они на самом деле думают.

Кто-то анализирует ее творческий псевдоним – Славина. Ирина была славина дочь, это псевдоним в честь отца. Но на мой взгляд, в этом есть и определенная жажда. Ей надоело быть “мухой”, как ее назвал Дмитриевский. Все было продумано и по месту самоубийства, и по записке. И как только повод появился, все было реализовано с детальной проработкой. Если бы Ирина повесилась дома с запиской “Я устала”, то ажиотажа бы не было даже близко такого. А тут все было сделано так, чтобы поднялся вселенский шум. И обыск был для этого отличным поводом.

Перефразируя римлян, можно сказать: так приходит земная слава. В противовес Sic transit gloria mundi. Ведь не так важно, как ты жил, важно то, как ты умер. Посмотрите, как закипела ненависть к Российской Федерации. Эти плакаты про “убивает” и “вы молчали”. Море комментариев в соцсетях с ненавистью к своей стране. Что это? “Самотеррор”, шахидство в особой форме? А мне искренне жаль человека, который пытался тушить ее. Как ему теперь после этого жить? Он – страна. Он не молчал, он тушил. Это единственное верная реакция здорового человека на происходящее.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх