Нижегородцев не предлагать

Почему казанские управленцы так популярны?

24 ноября 2020

Татарстан стал кузницей кадров для тех регионов, где необходим прорыв. Спрос на кадры из республики существует уже примерно 10 лет. В то же время, Нижегородская область стала “варягозависимой”, а “экспортирует” управленцев намного меньше и лишь эпизодически, например, на Сахалин вслед за губернатором Валерием Лимаренко.

В сентябре – ноябре Нижегородская область заканчивает переход на одноглавую систему управления муниципальными образованиями, когда есть “глава МСУ – глава администрации”. В 2010 году у нас была повсеместно внедрена двуглавая система управления, когда был “глава МСУ – председатель представительного органа власти” и глава администрации (сити-менеджер). Она не продержалась толком и пяти лет. Губернатор Валерий Шанцев летом 2015 года сам выступил против своего же детища. И началось возвратное движение. В Нижнем Новгороде на одноглавую систему перешли в начале 2018 года, в Арзамасе чуть раньше, где-то позже, и практически везде после недавних сентябрьских выборов. И одноглавая система, и двуглавая в нижегородском варианте получаются какими-то рыхлыми. Не дают они результата. Чтобы понять почему, посмотрим, как это устроено в Республике Татарстан.

Там с 2005 года, уже 15 лет, существует двуглавая система управления муниципальными образованиями. Это произошло после того, как республиканский закон “О муниципальной службе” привели в соответствие с ФЗ-131 “О местном самоуправлении”. До того, в муниципалитетах РТ рулили единолично главы администраций, ставленники президента Республики. Появились Главы из числа депутатов, которые возглавляют представительные органы власти, и руководители исполнительных комитетов. Изначально руководителями РИКов ставили начальников РОНО, так как основные средства в муниципалитетах идут на социалку, или начальников сельскохозяйственных управлений, если район аграрный. Потом более четко прорисовался образ руководителя РИК, находящегося на хозяйстве. Это “рабочая лошадка”. Человек, который освобождает главу от управленческой текучки во всех сферах, реагирующий на все возникающие проблемы. При этом, он должен правильно доносить до исполнительной власти линию главы муниципалитета. Но главное – это готовность идти на риск. Дело в том, что глава района принимает решение, а РИК подписывает документы и несет далее всю полноту ответственности.

Интересно, что глав районов в Татарстане практически не арестовывают, за все время был только один такой случай, а РИКи находятся под постоянным прессингом силовиков. Из-за этого там, где правоохранители свирепствуют, порой очень сложно найти человека на исполком. Никто не хочет. Очень нервная и ответственная работа. Но, с другой стороны, РИК – это хороший карьерный трамплин, если все складывается успешно. Руководители исполкомов на виду в казанском кремле. И у них есть хорошие возможности оказаться в казанской обойме. Таким образом, главы муниципалитетов в РТ – это редко сменяемые “хозяева”, которые подолгу сидят на одном месте. А руководители исполкомов пытаются делать карьеру, показав себя в муниципалитете и перебравшись в Казань. Поэтому, часто на РИК стараются попасть молодые люди из влиятельных кланов, в том числе.

Понятно, что эта система полностью отличается от того, что есть в Нижегородской области. В Татарстане управленцы на уровне муниципалитета проходят очень суровую школу и если выдерживают экзамен, то продвигаются наверх. Это происходит уже примерно 15 лет. И Татарстан стал регионом, который модельно готов поставлять кадры для других регионов, где есть ресурсы, но нет грамотных управленцев. Последние примеры на федеральном уровне – это Артем Здунов, который возглавил Мордовию транзитом через Дагестан, и федеральный министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. Казанские менеджеры соответствуют запросу на управленцев, которые действуют в жесткой вертикально-бюрократической логике, что является особенностью политической системы Татарстана.

В Нижегородской области такой репутации у управленцев нет, поэтому они не востребованы. Тут ситуация примерно такая же, как с российскими футболистами, которые не пользуются спросом в Европе или оцениваются в разы меньше, чем примерно такого же уровня игроки с балканского полуострова или даже из Украины.

fingerlitleВыходцы из Татарстана ценятся, а нижегородцы – нет. Теперь даже в Нижегородской области. К сожалению, к этому есть определенные основания. Для нас важнее форма – двуглавая система или одноглавая, а не содержание и то, как это работает. Поэтому нижегородцев не предлагают.

Предыдущая статья: Следующая статья:
zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх