Задержание директора департамента культуры администрации Нижнего Новгорода Романа Беагона ставит главу города Юрия Шалабаева не только перед вопросом, кем его заменить, но и перед выбором пути в управлении культурой мегаполиса. Вопрос, на самом деле, не очень простой и далеко не очевидный, если им заниматься. Но можно и не заморачиваться на этот счет, более не рискуя и делая ставку на карьерного чиновника.
Самым “долгим” директором департамента культуры администрации Нижнего Новгорода был Сергей Горин. Его взял на работу мэр Юрий Лебедев в 1998 году из директоров музыкальной школы №9. Лебедев – это известный любитель музыки. Горин благополучно управлял нижегородской культурой до 2011 года, пережив не только Юрия Лебедева, но и Вадима Булавинова. Тот заменил всю лебедевскую команду, кроме Горина. Похоже, Булавинова культура интересовала меньше всего. Лишь бы Горин привозил на День города Вадима Казаченко для мэра. А Олег Сорокин и Олег Кондрашов не только не поменяли его, но провели изменения в структуре администрации города и даже расширили полномочия Сергея Горина. Он стал заправлять не только культурой, но еще и спортом с молодежной политикой. И Горин проработал в этом расширенном как раз под него департаменте до 2013 года, откуда был назначен министром культуры Нижегородской области. Таким образом, Горин возглавлял культуру Нижнего Новгорода в течение 15 лет. Сейчас такое даже трудно представить.
Сергея Горина сменила директор литературно-мемориального музея им. Добролюбова Лариса Моторина. На самом деле, нижегородская общественность, разного рода эксперты очень хотели проведения конкурса на директора департамента культуры. Они самостийно собирались и даже обсуждали какие-то кандидатуры. Но, как гласит легенда, среди депутатов гордумы Нижнего Новгорода было два видных писателя Дмитрий Бирман и Александр Котюсов. Они предложили Моторину. Она проработала до 2016 года. Ее потом трудоустроили директором государственного музея им. Максима Горького.
Ларису Моторину сменила Наталья Суханова, которая до того работала в областных министерствах спорта и поддержки малого предпринимательства. Кто пролоббировал эту замену, хорошо известно. Суханова проработала до 2018 года и у нее, видимо, не сложились отношения с новым мэром Владимиром Пановым.
И вот в конце 2018 года появились разговоры о том, что следующим директором департамента культуры станет Роман Беагон. До конце декабря 2018 года эта информация была доступна очень узкому кругу лиц. Но потом о ней узнали все желающие при следующих обстоятельствах. Панов собрал отметить приближение нового 2019 года широкий круг работников администрации города в своем ресторане в Автозаводском районе. Тамадой там был Беагон. И кто-то рассказал, что это и есть будущий директор департамента культуры. Многие были просто в шоке: где культура, и где этот шоумен?
История с назначением Романа Беагона и понятная, и не очень одновременно. Он долгое время работал ведущим на радио, тамадой и давал уроки ораторского искусства для больших людей. По некоторым данным, он работал на поприще ораторского искусства с Ниной Зверевой. А она и, возможно, Беагон тоже, давали уроки ораторства некоторым членам нижегородского правительства. Это могло сыграть важную роль в дальнейшем. А вообще, где-то с 2016 года Беагон был в поиске себя. Мы уже как-то упоминали, что он участвовал в выборах в ЗСНО-2016. Потом участвовал в конкурсе на областного министра культуры, в конкурсе на заместителя главы города по культуре, спорту и молодежной политике. То есть, ему было без разницы, чем управлять, он и за спорт мог бы взяться. Параллельно он участвовал в конкурсе “Лидеры России”, где стал финалистом. И через некоторое время его пригласили в нижегородский кремль и предложили занять пост директора департамента культуры администрации Нижнего Новгорода. Многие сейчас гадают: областной он или городской? Думаю, что это не имеет большого значения.
Роман Беагон сам прекрасно понимал, что это был риск – пригласить его на работу во власть. Беагону на всех этих конкурсах поясняли, что в работе чиновников главное – это “культура правил”. Но он этих правил не признавал. Беагон вообще не признавал никаких границ и считал своим конкурентным преимуществом то, что он никак не был связан с системой до того и пришел в департамент не из библиотеки или музея. Он хотел не денег заработать, а сделать что-то интересное в этой жизни. Частично он хотел это реализовать в департаменте культуры. У него были планы возить известных людей в детские дома и устраивать их встречи с детями-сиротами, чтобы вдохновить ребят на большие цели в жизни. Еще был ряд любопытных мыслей. А сейчас все будут вспоминать не его интересные идеи, а только то, где он “прокололся”. И в 45 лет он будет не великим менеджером от культуры, а отсидевшим тамадой.
Беагону инкриминируют оплату каких-то десяти стендов в Парке Победы, которых никто не видел. Я не собираюсь оправдывать Беагона, но как мог отнестись пацифист к этим стендам? Он вполне мог их забраковать и выкинуть, дав указание оплату произвести, раз работа была проведена. Просто такие люди без “культуры правил” делают только то, что хотят, а что им не нравится, они вообще не воспринимают. Да, он хотел поменять работу библиотек – это был один из его проектов на конкурсах. Но больше Беагона интересовали личные творческие проекты. И вот, крах! Некоторые считают, что Роман Беагон ждал ареста. Нет. Он считал себя под защитой. Такие люди воспринимают себя неприкасаемыми гениями. И даже ситуация с Кириллом Серебренниковым им не урок.
И тут возникает вопрос: насколько Беагон переформатировал департамент культуры под свои представления о прекрасном и культурном? Что делать с этим наследием дальше? Продолжать “беагоновщину” или вернуться в горинско-моторинские времена “классицизма”? И то, и другое невозможно. Может, опять объединить культуру, спорт и молодежную политику, чтобы не привлекая большого внимания плавно там провести некое упорядочение.