Фунт лиха

Продолжаем следить за рынком хлеба в регионе

20 ноября 2019

Ситуация с хлебобулочным производством в Нижегородской области развивается по самому худшему сценарию: закрытие производств, низкая господдержка, консолидация рынка, риск сговора или даже монополизации. Почему этого не видят в региональном минсельхозе?

С моей точки зрения, в Нижегородской области уже произошла консолидация хлебного рынка для совместных действий всего трех крупных производителей – кланов Пляскиных, Тюриных и Крайновых, которые используют по разным каналам административный ресурс. В том числе, через Ассоциацию “Нижегородский хлеб” Виктора Головачева. Следующими стадиями процесса по законам жанра станут борьба внутри “большой тройки” и последующий приход федерального или даже иностранного игрока. Все это мы видим на примере таких крупных городов как, например, Санкт-Петербург.

Независимая аналитика уже сейчас отмечает большую зависимость российской хлебопекарной отрасли от иностранного бизнеса. Некоторые крупнейшие торговые сети, определяющие ценовую политику на ХБИ (хлебобулочные изделия) и доступ производителей на их полки, хоть и принадлежат российским гражданам, но имеют штаб-квартиры за рубежом – например, Х5 Ритейл-групп. А уж доморощенные сети вписаны в транснациональный контекст. Ингредиенты и начинки поступают в хлебную промышленность от транснациональных компаний: мука из Финляндии и других европейских стран, дрожжи из Турции и Франции, маргарин, пальмовое масло, упаковка, изюм, сухофрукты, орехи – тоже импортные. Компании с иностранным участием под русскими марками занимают первые места в хлебной отрасли страны. Их хлеб теснит местных производителей не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах. Захвачена, например, Самара через санкт-петербургского, а реально германского производителя. Известны попытки финнов проникнуть в Нижний Новгород, но местная тройка пока еще сама снимает сливки и недостаточно ослаблена взаимным давлением. Финны пока затаились, но их активность – это только вопрос времени.

fingerlitleИнтересно, что когда российские хлебозаводы пачками закрываются, Fazer планирует строить в России новые производства. Несмотря на декларируемое из каждого утюга падение хлебного рынка в России и достаточность пары хлебозаводов в регионе.

Но самое главное состоит в том, что уже давно не мы сами формируем новые вкусы на хлебобулочную продукцию, а нам их активно навязывает иностранный бизнес, умело вытесняя русскую хлебную культуру. В производстве хлебобулочных изделий происходит сейчас то же самое, что и в других сферах и по тем же лекалам. Фастфуд и пиццерии победили русскую национальную кухню.

Закрываются или находятся в сложной ситуации как раз те хлебозаводы, которые, придерживаясь советских технологий и традиционных подходов к производству, выпускают качественную продукцию. Их оппоненты объясняют проблемы русского традиционного производства хлеба неумением вести бизнес, отсутствием маркетинговых стратегий. На самом деле, все это падение традиционного русского хлеба “кому-то выгодно”. А разыгравшиеся в хлебных магнатов местные кланы, выжигающие под собой рынок – по итогам играют сами против себя, против России и ее продуктовой безопасности.

Отчего мы не говорим про малый формат производителей хлеба – про пекарни? А мы скажем, хотя они не накормят хлебом население: слишком малые объемы, слишком высокие цены и слишком большая ограниченность по логистике. К тому же в отличие от крупных заводов, их трудно контролировать. Даже по качеству к ним очень много претензий. Это умело скрывается самими производителями, когда они сбывают свою продукцию “с пылу, с жару”. Человек съел их горячий хлеб и остался доволен. Но если, например, их батон пролежал сутки, то начинает крошиться и теряет все вкусовые качества. А если положить в пакет и подержать несколько дней, хлеб зацветет немыслимыми расцветками и скорее начнет гнить, чем засохнет в благообразный сухарь.

А что с качеством у “локомотивов” хлебного производства в Нижегородской области, которые стали практически монополистами? Они считают своим главным конкурентным преимуществом проведенную модернизацию и “европейские технологии”. Но современные технологии как раз позволяют делать конфетки из той самой субстанции. Этот брендированный хлеб тоже расцветает всеми цветами радуги и не черствеет неделю, чтобы дольше красоваться на магазинных полках, а не радовать здоровым питанием потребителей. Роскачество уже находило в местных заводских батонах броматы и семикарбазиды – улучшители хлеба. Виновные пожали плечами – мол, мукомолы чего-то намешали. И ничего им за это не было. А мукомолы, как говорят, специально готовят хлебопекарные смеси по заказу производителей. А между тем, цена за такой улучшенный хлеб – нарушения репродуктивной системы, ожирение и рак.

Был же советский хлеб по выверенным технологиям, по ГОСТу. Когда его пекли, за километры от хлебозавода распространялся ни с чем не сравнимый аромат настоящего хлеба. Потом случилась модернизация, и запаха больше не стало. Этот модернизированный хлеб и в магазине ничем не пахнет, зато имеет разнообразные вкусы. А мы все стали изощренными ценителями хлебов из пророщенных зерен, обдирной муки, орехов и клюквы. Единственный вопрос: а этот хлеб настоящий? Он же весь печется по ТУ, то есть по техническим условиям. О ГОСТах модернизированные хлебопеки быстренько забыли и … выиграли! Потому что средние заводы остались на старых рецептах, которые оказались невыгодными в сегодняшней ситуации. Вкупе с агрессивным маркетингом это стало билетом на закрытие. А тут еще дефицит участков под застройку в городе, и застройщики как воронье. Итог печален.

В ряде субъектов Федерации понимают, что с хлебозаводами, как со стратегическими предприятиями происходит что-то неправильное. В Москве в один день обрушился холдинг, который производил треть хлеба в столице. В Астрахани и Ростове-на-Дону не осталось индустриальных хлебозаводов. Даже заказы для армии некому выполнять. В некоторых же регионах осознают социальную функцию хлебопеков, и при продаже хлебозаводов правительство субъекта оставляет за собой так называемую “золотую акцию”. Это специальное право, которое позволяет влиять на управление предприятием. К тому же без согласия субъекта Федерации собственники не могут ликвидировать или реорганизовать хлебозавод, не могут увеличить или уменьшить уставный капитал. На такие решения область может наложить вето. В связи с социальной значимостью хлебозаводов в их Советы директоров входят представители регионального минсельхоза. Также существует серьезная господдержка. А в Нижегородской области ничего этого нет. Мы везде в минусе, министр АПК Нижегородской области Николай Денисов не бьет в набат. Почему?

fingerlitleВозможно потому, что губернатор Глеб Никитин вышел из Минпромторга, а не Минсельхоза. Иначе он бы видел в хлебе не только полезное приложение к обеду, а целую индустрию, которая во вверенном ему регионе терпит крах. Когда ему это аукнется, сказать трудно, но хлебные бароны уже прилагают все усилия, чтобы это произошло поскорее.

Предыдущая статья: Следующая статья:
Обсуждение: 7 комментариев
  1. Аноним:

    Губернатор из питера, поэтому хлебозаводы окажутся под питерскими. Все к этому идет.

  2. Кирилл:

    Питерский хлеб порошковый вообще. Не пускайте их! Говорят, хотят Арзамас купить.

  3. Аноним:

    кому нужен арзамаский хлеб? его сожрет Тюрин, а потом все продаст финам! Зуб даю!

  4. Аноним:

    Как тут не вспомнить добрым словом большого друга всех хлеборобов и хлебопеков товарища Сталина

  5. Аноним:

    С губером то, как раз все понятно.и со всеми остальными приезжими. Меня интересует что мы все кушать будем в случае осложнений? И финны, и шведы сразу плюнут на нас. Натовцы, чего с них возьмёшь!? Если сейчас уже на югах(!} в войска поставлять некому.
    В Астрахани и Ростове-на-Дону не осталось индустриальных хлебозаводов. Даже заказы для армии некому выполнять.

  6. Аноним:

    А пекарни… так тоже… порошок, из которого они делают сейчас, тоже кончится. Поставлять перестанут же. Смеси все эти, дрожжи трупные. У самих у нас, нет ничего. Ищем полочки. Зубы складывать. У кого от таких хлебов, на повыпадали ещё.

  7. Добрый:

    А тот хлеб с ядами и концерогенами это же сормовский батон? Надо посмотреть статистику смертности в Сормово! Там народ мрет как мухи! Самое большое кладбище!

zanoza-nn.org © 2024 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх